На этой неделе у нас были хорошие новости: украинская власть, героически преодолев собственноручно созданные проблемы, максимально приблизила страну к безвизовому режиму с ЕС. Теперь уже дело только за европейцами, наша задача – просто не накосячить. Впрочем, мы можем: внутриполитические проблемы никуда не делись.
Закон об электронном декларировании
Начнем с приятного: нашумевший закон об электронном декларировании на прошлых выходных был подписан Президентом, а на неделе – успешно прошел Раду в оригинальной редакции, без злополучных, искажающих его смысл, поправок, внесенных «с голоса» нардепом Денисенко. Это – двойная победа. Во-первых, закон значительно усложнит сокрытие доходов политиками и чиновниками. Во-вторых – упало еще одно препятствие на нашем пути к безвизовому режиму.
Последним препятствием оставалось отсутствие прогресса в создании Национального агентства противодействия коррупции (НАПК): органа, который должен выявлять и лечить коррупционные проявления еще на ранних, профилактических стадиях. На этой неделе специальная комиссия из представителей общественности пыталась выбрать двух членов НАПК. Проблемой стала кандидатура юриста Руслана Рябошапки, представителя группы «Реанимационный пакет реформ»: часть комиссии настаивала на его избрании, часть была радикально против.
В какой-то момент нарисовался даже политический подтекст: основные противники Рябошапки так или иначе были связаны с премьерским «Народным фронтом». Конфликт чуть было не сорвал избрание и не заставил Петра Порошенко лететь в Брюссель ни с чем. К счастью, обошлось: за несколько часов до отбытия президентского борта Рябошапку все же поддержали.
Порошенко в Брюсселе
Счастливый и уверенный, Президент прибыл в Брюссель – на встречу с руководством Евросоюза. Привез хорошие новости из Украины и получил хорошие новости для обратного полета.
Во-первых, по словам главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера, «Украина в последние дни и даже часы сделала огромные реформы, которые связаны с утверждением закона об электронном декларировании, а также назначением членов антикоррупционного агентства. Эти шаги позволят Еврокомиссии представить предложения по визовой либерализации в апреле». Упомянув «огромные реформы в последние часы» Юнкер немного «простебал» происходящее, но вместе с тем, четко обозначил готовность Евросоюза идти навстречу реальным действиям. Все это позволяет говорить, что Украина все же получит свой безвизовый режим в этом году – ориентировочно, ближе к концу лета - началу осени. Если, конечно, ничего не случится до этого.
Во-вторых, было объявлено, что Украина получит $20 млн. гуманитарной помощи. Немного, но неплохо.
В-третьих, из уст главы Евросовета Дональда Туска прозвучали ключевые слова: экономические санкции против РФ не будут отменены до тех пор, пока та не начнет выполнять свои обязательства в рамках Минских соглашений.
В-четвертых, Петр Порошенко передал европейским лидерам санкционный «список Савченко» - перечень лиц, причастных к похищению и удержанию украинской летчицы.
Дело Савченко
А пока в «судебном процессе» вокруг Надежды Савченко взята пауза, небольшой скандал произошел вокруг ее семьи. Мама Надежды отказалась от предложенного дочери земельного участка в Быковне, требуя уже присмотренный участок в Голосеевском районе Киева.
Мэр Киева Виталий Кличко лично пояснил ей, что некоторые ветераны ждут выделения земли по тридцать лет и выделение в экстренном порядке – это и так особый случай. Похоже, полностью ее убедить все же не удалось. У наблюдателей возникли определенные сомнения: не сподвигли ли маму Надежды на такие действия представители партии «Батькивщина», присутствовавшие при споре.
Отметим, что недавно Кличко сумел элегантно решить вопрос с предоставлением жилья эвакуировавшейся из Донецка сестре Василия Стуса: младший из братьев, Владимир Кличко, просто купил ей квартиру на Академгородке за свои деньги. Однако в случае Савченко речь шла не о невозможности получить землю вовремя, а о том, что ее семья хочет другой участок, в более дорогом районе.
Вынос Боровика
А вот с соратником Михаила Саакашвили Сашей Боровиком на этой неделе приключились сразу две оказии. Во-первых, он заявил о создании Михаилом Саакашвили собственной правоцентристской силы… и уже на следующий день заявил, что речь вовсе не идет о какой-либо партии. Выглядело, как фальстарт.
Во-вторых, после получения Боровиком депутатского мандата Одесского облсовета в здании мэрии его, как когда-то Яценюк Барну, обнял и вынес за пределы зала коллега – депутат от «БПП» Дмитрий Палпатин. Злые (и не очень) языки утверждают, что сразу после этого шоу депутаты успешно «распилили» застройку длинного ряда курортных объектов. Но внимание-то привлекли обнимашки!
Винницкая полиция лишилась главы
Скандалом завершилась история с назначением главным полицейским Винницы некоего Антона Шевцова. Местный «Автомайдан» через соцсети раскопал наличие у него родственников в РФ и явно пророссийских симпатий. СБУ сначала утверждала, что проверка показала непричастность этого человека к каким-либо сепаратистским действиям. Было назначено расследование, Шевцова временно отстранили от исполнения обязанностей. Однако уже через несколько дней та же СБУ задержала его при попытке спешного выезда в РФ (по версии самого Шевцова – просто чтобы навестить родственников). Теперь его будут судить, проверяя на возможную госизмену.
Премьериада: Садовый и Гройсман
Тем временем «премьериада» – закулисные переговоры о формате новой парламентской коалиции и нового правительства – продолжается. На этой неделе медиа взбудоражил новый слух, пущенный с легкой руки пресс-секретаря Президента Святослава Цеголко – о том, что Президент рассматривает в качестве одной из возможных кандидатур лидера партии «Самопомощь», мэра Львова Андрея Садового.
В самой фракции «Самопомощи» от такого счастья быстренько открестились. Опроверг такую возможность, пусть и в довольно туманных выражениях, и сам Садовый.
По отрывочным сведениям, доносящимся с Банковой, сейчас в качестве вероятного премьера рассматривается нынешний спикер Владимир Гройсман, а в качестве его первого зама – нынешний глава АП Борис Ложкин, недавно помпезно презентовавший в Киеве свою книгу «Четвертая республика». Что ж, в таком случае вся политическая ответственность за происходящее в стране ляжет только на президентскую команду. Опасно. Возможно, тема с Натальей Яреськой в роли премьера была бы более перспективной, но как собрать за нее голоса в парламенте?
«Ленина свалили!»
Почти два дня длился демонтаж самой большой статуи Ленина в Украине – запорожского бронзового Ильича. Отчасти это было связано с тем, что городские власти попросили не повредить саму статую в процессе снятия, вызвав у общественности подозрения в готовности – если что – вернуть ее на постамент.
Как бы там ни было, в конечном итоге Ильич поддался и ушел, махнув всем рукой.
РФ отступила из Сирии
Обычно я избегаю упоминаний в недельных обзорах новостей международной политики, но эта может слишком непосредственно касаться нашей внутренней. Президент РФ Владимир Путин внезапно объявил о завершении операции в Сирии и выводе оттуда «большей части» российских войск.
По мнению российского руководства, «цели операции были, в целом, достигнуты». Учитывая, что действия российских войск не привели к какому-либо необратимому изменению ситуации на сирийских фронтах, это – неправда. О настоящей причине такого заявления в экспертной среде идут споры. Нам же оно интересно лишь с точки зрения того, не появятся ли новые «отпускники» у нас на Донбассе. Поглядим.
Оккупация и паспортизация
На фронте одной из самых горячих точек остаются южные околицы Авдеевки и Ясиноватская развязка. Сепаратисты не оставляют надежд вернуть себе часть буферной зоны, оттеснив украинские войска и лишив их огневого контроля над трассой Донецк-Горловка. Это позволит им беспрепятственно гонять между городами грузы военного назначения. Сейчас они вынуждены выбирать для этого объездные дороги. Украинские войска, впрочем, отдавать эту территорию не собираются, напротив, окапываясь и обустраиваясь все плотнее. Обе стороны несут потери.
Тем временем лидер террористов «ДНР» Александр Захарченко начал выдавать первые «паспорта республики» - себе, любимому, а также подросткам 16 лет. Правда, оные документы имеют скорее сувенирную ценность: въезд по ним на территорию РФ запрещен, Украины – опасен. Теоретически, их, как и «паспорта ЛНР», принимает непризнанная «Южная Осетия», но она не граничит с «республиками». Вот такая геополитическая несуразица.
Виктор Трегубов, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»