Для введения фундаментальных изменений в обществе мало одной политической воли власти. Для этого каждому гражданину нужно изменить собственное сознание и отношение к ситуации. Наиболее масштабным примером для постижения необходимости системных реформ в Украине является внедрение новых подходов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Но, похоже, реформа ЖКХ, которая уже, честно говоря, «перезрела», может привести к неоднозначным результатам. В этой сфере смешалось все: и равнодушие, и патерналистские ожидания подавляющего большинства граждан, и отсутствие желания к системным и длительным преобразованиям в отрасли со стороны власти, и, наконец, возможность недобросовестных сделок по содержанию недвижимости, и коррупционная заинтересованность в земельных ресурсах.
Для нынешнего Кабмина реформа ЖКХ в основном свелась к поэтапному росту коммунальных тарифов. Так, украинцы действительно платили не слишком честную цену за потребленные ресурсы. Однако пока между властью и гражданами существовал условный «договор о ненападении»: «вы делаете вид, что предоставляете нам услуги, а мы - что за них платим», до тех пор держался шаткий баланс. Сейчас ситуация изменилась кардинально: граждане считают, что это только правительство виновато в росте тарифов. Частично этот тезис правдив, впрочем, безусловно, в том, что происходит в секторе ЖКХ, присутствует вина и самих украинцев.
Политики еще в прошлом году решили пойти по пути наименьшего сопротивления. Объявленная реформа ЖКХ со стороны парламента и Президента пока сводится к фактической ликвидации ЖЭКов и создании рынка коммунальных услуг, главными заказчиками которых должны стать сами граждане, объединенные в организации совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Для этого еще летом 2015 был принят закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», который обязывает украинцев взять ответственность за свои дома в свои руки и к 1 июля 2016 года определиться с уровнем своей самоорганизации.
Закон имеет ряд нововведений и скрывает в себе много опасностей, с которыми украинцам придется столкнуться уже после последнего июльского «дедлайна».
Те же ЖЭКи, только в профиль
Вопрос создания ОСМД – совсем не новая тема для украинских реалий. Фактически, речь о неэффективной работе коммунальных ЖЭКов и необходимости рыночных подходов в сфере ЖКХ идет с начала 2000-х годов. Тогда же появилось необходимое для этого законодательство. В конце концов, за последние 10 лет прорыва так и не произошло: в Украине процент созданных ОСМД до сих пор мизерный - около 15% от общего количества домов. По данным Минрегионразвития, на конец 2014 года планировалось создать около 45 тысяч ОСМД, однако по состоянию на 2015 год их было чуть больше 16 тысяч, то есть около 36% от запланированного. Основное количество ОСМД приходится на новостройки и так называемое бывшее «кооперативное» жилье, жители которого вовремя поняли преимущества качественного коммунального обслуживания.
Теперь же все необходимые юридические документы и алгоритм создания ОСМД в открытом доступе, при желании жители многоэтажек могут заказать соответствующие консультативные услуги юристов (иногда даже бесплатные) и за короткий промежуток времени создать собственную структуру, которая и будет заниматься благоустройством помещения и придомовой территории.
После принятия всего необходимого законодательства остаются открытыми 2 вопроса: почему Кабмин активно не пропагандирует создание ОСМД среди населения и что будет с теми домами, жители которых не захотят/не смогут объединиться?
На второй вопрос четкий ответ дает вышеупомянутый закон «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме», поскольку позволяет жителям выбирать, создавать ОСМД или нет. В случае, если они не планируют самостоятельно заниматься управлением своей собственностью посредством создания ОСМД, они могут передать на основании соответствующего договора все или часть этих функций физическому лицу-предпринимателю или юридическому лицу - управляющему. Проще говоря, жители многоэтажек могут не создавать своего юридического лица, а передать функции управления другому. Вот здесь, по мнению экспертов, и возникают возможности для огромного количества манипуляций с обслуживанием частной собственности - начиная от предоставления некачественных услуг (как это было в случае со многими ЖЭКами), так и фактического превращения нынешних ЖЭКов в «новые» управленческие конторы. Да, действительно, некоторые ЖЭКи добросовестно выполняют свои функции и теперь, впрочем, это скорее исключение из правил.
Вот только в новом законе говорится еще об одном новшестве: ликвидируя ЖЭКи и предоставляя жителям домов выбирать, как управлять своей собственностью, государство перекладывает и всю ответственность за ее содержание на самих граждан. Это и есть ответ на то, почему Кабмину сейчас выгодно слишком сильно не поднимать вопрос с реформированием ЖКХ на поверхность, ведь государство обязано передать гражданам отремонтированное жилье. А на это нужны значительные средства.
Таким образом, полагаясь на действие закона, в правительстве планируют сделать так, чтобы и овцы остались целыми, и волки были сыты: и реформа вроде состоялась, и ответственность за состояние домов уже через несколько месяцев полностью перейдет к их жителям.
И на десерт самое интересное: для тех домов, жители которых до 1 июля 2016 года не сформируют ни ОСМД, ни наймут управляющего, местные органы власти будут иметь все законные основания якобы на конкурсных условиях выбрать такую управляющую организацию. Возможно, именно в этом аспекте и кроются наиболее коррупционные риски для рядовых украинцев? Проверить такую гипотезу можно будет уже в ближайшее время.
Очередное перераспределение «вкусного» рынка
По подсчетам экспертов в сфере ЖКХ, в Украине насчитывается около 240 тысяч многоквартирных домов, в которых проживает почти половина всего населения Украины - 47,5%. Потенциально коммунальная отрасль - сверхприбыльная сфера рыночных отношений. Впрочем, руководствуясь якобы хорошими намерениями и окончательно передавая всю эту собственность в управление гражданам, государство как бы нечаянно забывает указать - около 80% всего жилого фонда многоквартирных домов нуждаются в капитальном ремонте.
Уже скоро украинцы окажутся один на один в хищных реалиях формирующегося рынка коммунальных услуг, где их ждут как сознательные бизнесмены, так и откровенные проходимцы.
Во-первых, правительству следовало бы уже сейчас позаботиться об условиях создания настоящего рынка управленческих услуг в сфере ЖКХ. Пока никто ни о чем не беспокоится и не доносит крайне важную информацию до жителей домов.
Во-вторых, юридически жители слабо защищены как от произвола нынешних ЖЭКов, так и от возможных злоупотреблений со стороны новых управленческих контор. Законодательство предусматривает ряд правовых лазеек, которыми могут воспользоваться ловкие дельцы для того, чтобы достичь каких-либо коррупционных целей: от ограбления жителей многоквартирных домов в случае установления «драконовских» тарифов на их услуги, к потере гражданами своего жилья в судебном порядке в случае накопления долгов. Что-то вроде массового жилищного рейдерства. Например, по состоянию на 1 февраля 2016 года в столице зафиксировали рост долгов по оплате коммунальных услуг: за отопление и горячую воду киевляне задолжали более 1 млрд 32 млн грн, за свет – более 216 млн грн. И эта цифра постоянно растет.
В-третьих, организовать «коммунальный бизнес» легче будет именно крупным компаниям, которые, как правило, контролируются интересами определенных олигархических групп влияния.
Идея по созданию ОСМД сама по себе должна была стать реформаторской с точки зрения изменений в подходах к ведению хозяйства украинцами. В то же время она несет в себе скрытые риски, ведь отныне за состояние жилья отвечать сами граждане, которым теперь необходимо будет задуматься над тем, как эффективно и главное - совместно - управлять своей собственностью, да еще и контролировать каждую копейку. Кроме того, и в случае создания ОСМД, и в случае передачи дома управляющей компании состояние помещений и условия его содержания будут зависеть исключительно от платежеспособности его жителей. А с финансами в последнее время у украинцев существенные проблемы.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»