Владимир Омелян: реформированию железной дороги мешает олигархическое лобби в Верховной Раде

Читати українською
Заместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян рассказал об основных достижениях Министерства за 2015 год и планах на будущее.
Владимир ОмелянФото: УНИАН

«Слово и Дело» пообщалось с заместителем министра инфраструктуры Владимиром Омеляном и расспросило его об основных направлениях, над которыми работало ведомство Андрея Пивоварского в течение года, его достижениях и планах.

Одним из первых направлений работы, озвученных Андреем Пивоварским после назначения на должность министра, стало реформирование «Укрзализныци». Что сделано в этом направлении?

Публичное акционерное общество «Укрзализныця» действует с 1 декабря 2015 года. Утвержден его устав, утвержден состав правления, наблюдательного совета и ревизионной комиссии, то есть это уже такие вещи, которые полноценно позволяют запустить совершенно новый устав управления украинской железнодорожной монополией.

Затем, к сожалению, у нас получилась проблема с Верховной Радой: мы внесли закон о железнодорожном транспорте и о НКРТ, но они пока «заглохли». Мы понимаем, что, конечно же, здесь причина не только в том, что нет политической воли. Здесь просто экономическая свобода нескольких олигархов, которым выгодно разбалансированное состояние железной дороги и высасывание из нее средств...

Кроме этого, мы стараемся сделать максимально прозрачной работу «Укрзализныци», по нашей инициативе в прошлом году был создан мониторинговый совет спецзакупок, который отслеживает каждую крупную закупку в рамках железной дороги.

Традиционно трудным вопросом для Украины является реформирование управления автомобильными дорогами. Будут ли в Украине новые качественные дороги?

Запущена реформа «Укравтодора». Конечно, она продлится не один год, мы рассчитываем, что это займет еще минимум 2 года. Уже завершена инвентаризация облдоров, которая была необходима для их дальнейшей передачи облгосадминистрациям. Но для продолжения реформы нужно, чтобы депутаты проголосовали за дорожные законы, которые уже внесены в парламент. В частности, это законопроект №0954 о децентрализации дорожного хозяйства.

Пивоварский намекнул, что хороших дорог в Украине ждать не стоитВосстановление всего дорожного покрытия обойдется Украине минимум в 500 миллиардов гривен.

После его принятия дороги будут разделены на примерно 50 тыс. км государственного значения, за них продолжит отвечать «Укравтодор», и 120 тыс. км – местного значения. Последние вместе с деньгами на их содержание и техникой (облдорами) перейдут в управление местной власти. Благодаря этому местные общины самостоятельно смогут решать, какие дороги, по какой цене, в каких направлениях ремонтировать или строить новые. Также ждет голосования важнейший, центральный, я считаю, законопроект о создании дорожного фонда, согласно которому все поступления от акцизов на топливо будут использоваться исключительно на содержание, ремонт и строительство дорог, а не на любые нужды Бюджета, как сейчас.

Наработаны ли какие-то изменения в работе рынка автоперевозок?

Мы существенно стараемся реформировать Государственную службу безопасности на транспорте. У нас были определенные пертурбации во время ее реформирования, сейчас будем делать по принципу новой полиции, то есть мы перевели людей из существующих старых структур и будем сейчас прогонять их через аттестацию, чтобы это были действительно люди высокого уровня, с высокой зарплатой, мотивацией не брать взятки, контролировать грузоперевозки дорогами Украины. Как вам известно, мы ввели ограничения на ось, что позволит приостановить разрушение дорог.

Кроме того, по автомобильному и электротранспорту мы утвердили новую прозрачную систему распределения разрешений ЕКМТ, этот вопрос всегда вызывал много споров в среде грузовых перевозок. Так что уже сегодня каждый автоперевозчик может заранее планировать, что он будет перевозить, в какую страну, все в режиме онлайн – спокойно, без труда может делать свою бизнес-стратегию в автопредприятиях.

АМКУ: в Украине отсутствует механизм установления тарифов на городские пассажирские перевозкиАнтимонопольный комитет разъяснил свою позицию по установлению цен на городские пассажирские перевозки, которые теперь будут исчисляться по новым правилам.

Мы отменили регулирование тарифов на рынке внутриобластных пассажирских перевозок. Сейчас в парламенте также зарегистрирован законопроект о такси. Потому что приблизительно 90-95% рынка такси в Украине - это нелегалы, которые не платят ни копейки в Госбюджет. Мы хотим их перевести на единый упрощенный налог. И если другие тарифы или сборы будут устанавливаться, то уже по решению муниципалитетов, а не государства. Лучше с каждого получить по копейке, чем заниматься самолюбованием или какими-то фиктивными вещами. Сейчас фактически это мизерные поступления - около нескольких миллионов гривен.

Каждый из транспортных министров традиционно задается вопросом «открытого неба». В нынешнем составе Мининфраструктуры с этим не складывается так же, как и в предыдущих. В чем проблема?

По авиации сделано немало. К сожалению, не достигнут ключевой момент (но не по нашей вине) – это «открытое небо» с Европейским Союзом, здесь мы все еще ждем, когда Испания и Великобритания договорятся по вопросу Гибралтара. В то же время мы разблокировали процесс предоставления прав на эксплуатацию воздушных линий. Подписано соглашение об открытом небе с США, которое уже вступило в силу в декабре прошлого года. Это означает разрешение любым авиаперевозчикам наших стран осуществлять авиаперелеты в любую точку страны как в Украине, так и в Соединенных Штатах. Нет никаких ограничений, никаких других параметров, по которым компания ранее допускалась.

В Мининфраструктуры объяснили, почему авиакомпании из США до сих пор не работают в УкраинеЗаместитель министра инфраструктуры Украины Владимир Омелян об успехах Министерства в сфере авиации.

Мы надеемся, что с минимальным ростом экономики Украины и покупательной способности украинцев на рынок зайдут американские авиакомпании, которые уже проявляют интерес. Они понимают, что у них будет эконом-класс заполнен, но есть тревоги по первому классу. А он как раз существенно влияет на рентабельность любого перелета.

Кроме этого, открыто небо над Одессой и Львовом. Мгновенного результата в этом быть не может - это решение ориентировано на перспективу. У нас есть плюс также по аэропорту Борисполь, который все больше играет роль международного хаба, рост пассажиропотока в 2015 году составил около 6%. Причем именно по транзитным пассажирам в январе этого года он вырос более чем вдвое.

И это – несмотря на взаимные ограничения с Российской Федерацией?

Наш прогноз, когда мы вводили санкции против российского агрессора, абсолютно оправдался, несмотря на критику всех экспертов и всех сторон. Напротив, Борисполь показал рост, другие аэропорты чувствуют себя нормально, а вот российские авиаперевозчики понесли существенные экономические убытки.

Много также говорилось о водном транспорте, в частности о грузоперевозках водным путем. Что наработано здесь?

По внутренним водным путям и по морскому транспорту мы разработали совершенно новый закон о внутреннем водном транспорте. Аналогов в Украине ему не было, он гармонизирован как с европейским законодательством, так и с другими законными и подзаконными актами Украины. Мы им устанавливаем единый орган управления на реке, единственный вид сбора вместо десяти, существовавших ранее, то есть значительно упрощаем все процедуры и фактически полностью отдаем в руки бизнеса.

Перевозки водным транспортом будут в два раза дешевле другихНардеп от «БПП» Игорь Побер заявил, что комитет по вопросам транспорта одобрил проект закона «О внутреннем водном транспорте».

И они уже должны себе строить логистику, в которую нужно будет минимально вмешиваться. Но он пока лежит без рассмотрения в парламенте...

Также мы провели дерегуляцию в морских портах, которая по нашим подсчетам позволит бизнесу экономить минимум 5-8 млрд грн в год, которые ранее тратились на эффективный простой судов или просто оседали в виде взяток украинским чиновникам. В принципе, достигли значительного упрощения логистики для обработки судов и грузов, для приемки контейнеров - то, что раньше могло длиться часами, а в особо неприятных случаях - сутками, сейчас происходит в среднем за 20 минут.

И к последним событиям. Недавно состоялся пробный запуск контейнерного поезда по Шелковому пути. Что сейчас известно о его перспективах?

15 января мы запустили первый пробный контейнерный поезд, отрабатываем сейчас логистику маршрута, надеюсь, что с марта сможем выйти на регулярные рейсы. Работаем так же с бизнесом, чтобы это было максимально эффективно и не только геополитически важно, что действительно необходимо, но и экономически.

Беседовала Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: