Принятие основной сметы страны народными депутатами в последние дни старого года стало уже привычной и не всегда приятной традицией для украинцев. Сводя Бюджет, в документе, который часто насчитывает более 500 страниц, возможны различные «сюрпризы», которые вскоре больно бьют по обычным гражданам.
Иногда нардепы, как правило, просто не успевают или не вникают во все тонкости документа, поскольку его длительное время готовят в Кабмине, а затем столько же - согласовывают в соответствующем парламентском комитете. Часто - не без споров и ссор. Поэтому времени для анализа всех положительных и отрицательных сторон Государственного бюджета просто не хватает.
Если в Минобразования отчитались о закрытии в 2015 году 76 вузов в рамках проведения оптимизации и переаттестации высших учебных заведений и их филиалов, то профтехобразование чиновники решили просто уничтожить как явление уже в 2016 году. Со стороны чиновников вопрос выглядит более чем логично: в рамках бюджетной децентрализации, содержание ПТУ было решено перевести на местные бюджеты. Однако ситуация на местах не столь однозначна: во многих областных, городских бюджетах денег на содержание учреждений профтехобразования просто не хватает, ведь речь идет о десятках миллионов гривен в год.
ПТУ, которые обычно готовят будущих специалистов рабочих специальностей, оказались на грани закрытия: преподавателям пришлось бы искать других занятий в жизни, студенты профтехучилищ оказались в еще худшем положении. Ведь не секрет, что для большинства сельских жителей и жителей небольших городков специальность, полученная в ПТУ, – единственная возможность получить знания и умения, чтобы зарабатывать на жизнь.
Очевидно, учитывая низкий уровень занятости и в целом критическую ситуацию в экономике, государство сейчас не задумывается над реформированием профтехобразования. Однако данная проблема сильно недооценена, ведь в дальнейшем применение обученных кадров рабочих специальностей могло бы стать фундаментом для модернизированной и конкурентоспособной новой украинской экономики.
Бюджетные «сироты»
Если в прошлом году вся информационно-пропагандистская государственная «машина» дружно настаивала на том, что в результате широко рекламируемой децентрализации местные бюджеты получат десятки, а то и сотни миллионов дополнительных средств, то теперь, в начале 2016 года, оказалось, что у местных бюджетов тех самых десятков миллионов как раз и не хватает. Почему так произошло? Потому что во время согласования Госбюджета-2016 никто особо не придавал значения тому, что в новом году регионы должны финансировать из своего «кармана» множество расходов, которые ранее направлялись из Киева в виде субвенций. Во многих областных центрах, например, местный бюджет отныне обязан покрывать расходы на перевозку льготных категорий пассажиров в общественном транспорте. То есть, если раньше средства за перевозку льготников поступали из Госбюджета, то в 2016 году те же суммы должны искать депутаты местных советов.
Еще хуже ситуация возникла с финансированием учреждений профессионально-технического образования, которые в 2016 году оказались в двойном подчинении. То есть учебные планы, указания по набору студентов, а также другие приказы-рекомендации поступали в ПТУ из Киева, а средства на жизнеобеспечение заведений профтехобразования должны выделяться из местных бюджетов.
Например, Житомирский городской совет должен задуматься над тем, где же найти для нужд десятков ПТУ, которые учат учеников в областном центре, по меньшей мере, 80 млн гривен. В Бердичеве для нужд трех ПТУ городской бюджет должен был предусмотреть не менее 22 миллионов гривен в год. В Малине, Коростене и Новоград-Волынском ситуация оказалась не такой сложной (в каждом из этих городов размещено лишь по одному ПТУ), однако и возможности их местных бюджетов сегодня нельзя назвать слишком мощными. Эти же проблемы коснулись почти каждого большого города во всех областях Украины.
Так, на финансирование ПТУ в бюджет Львовской области было заложено всего 50% от необходимого - 99 млн грн. Отсутствие субвенции из Госбюджета на профессионально-техническое образование сказалось и на Закарпатье - там без необходимого финансирования остались 9 заведений профтехобразования. Городов, которые могут себе позволить профинансировать ПТУ, не много. Например, в городском бюджете Запорожья нашли необходимое финансирование для 17 профессионально-технических училищ, в которых обучается около 6500 учеников, однако на областном уровне такого финансирования предусмотрено не было.
Самое печальное, что действующее законодательство не позволяет городским бюджетам финансировать потребности ПТУ, поскольку профессионально-техническое образование сплошь подчинено государству. Поиск путей и методов, как узаконить финансирование ПТУ из местных бюджетов ни к чему не привел: как правило, депутаты местных советов категорически отказывались выделять средства бюджета развития города на нужды ПТУ.
Временное решение проблемы?
Неоднозначная ситуация с финансированием ПТУ заставила работников этой отрасли образования искать решения уже у стен Кабмина. Так, в конце января около 500 педагогов из 15 областей Украины бастовали у здания правительства с требованиями решить вопрос на общегосударственном уровне. По словам митингующих, речь идет не только об их зарплатах, но и стипендиях детям-сиротам, получении дипломов, срыве самого учебного процесса.
К педагогам так и никто не вышел, однако на заседании Кабмина министр финансов Наталья Яресько пообещала решить данную проблему. В частности, по ее словам, перед финансированием ПТУ из общего Государственного бюджета будет проведен мониторинг их финансирования, после чего Минфин планирует провести реструктуризацию сети учреждений профтехобразования. Проще говоря, ситуацию решили следующим образом: города областного значения должны найти средства из местных бюджетов для финансирования ПТУ, тогда как остальным населенным пунктам области, где таких средств просто нет - в 2016 году будет выделены деньги из Государственного бюджета.
Сказано - сделано. Уже в начале февраля Верховная Рада специальным законом выделила более 997 миллионов гривен субвенций на поддержку подготовки рабочих кадров в профессионально-технических и других учебных заведениях.
Впрочем, сказать, что проблема была решена полностью, нельзя. Скорее, была отложена на определенный срок. Ведь уже сейчас местные власти констатируют: средств государственной субвенции хватит на закрытие разве что трети необходимого финансирования. Это, конечно, поможет временно решить проблему, однако, как в дальнейшем системно выделять средства на финансирование ПТУ, никто не знает.
Проблема коснется и крупных городов, ведь их бюджеты хоть и больше, но финансирование профтехобразования станет для них серьезным испытанием. Например, житомирским ПТУ выделят до 22 млн грн при необходимости в 92 млн грн на весь 2016 год. Таким образом, 70 млн грн Житомирский городской совет вынужден будет выложить из своего бюджета.
Но остается проблема: как узаконить передачу (расход, перерасчет) средств из городского бюджета на счета ПТУ? Вопрос не так прост, как кажется в Киеве. Депутаты городского совета активно ищут пути, которые бы легитимировали финансирование ПТУ из житомирского городского бюджета. Но пока не находят. Сегодня вообще непонятно, каким образом будут строиться взаимоотношения городского совета и ПТУ. Горсоветы, кроме того, что ищут путь, как перечислить средства на счета ПТУ, ничего больше во взаимоотношениях с ПТУ вообще сделать не могут.
Ситуация осложняется и тем, что местные депутаты не понимают, почему тот или иной город должен финансировать ПТУ за свой счет, пока его имущество не принадлежит местной общине. Кроме того, депутаты жалуются на отсутствие специального законодательства, по которому средства из городских бюджетов можно беспрепятственно направлять на нужды ПТУ. Поэтому пока непонятно, каким образом будут строиться взаимоотношения городских советов и ПТУ: кроме недостатка средств, городская власть должна еще и искать пути, как перечислить средства на счета учреждений профтехобразования.
В ситуации, когда ПТУ оказались в роли «бюджетных сирот», быстро распространяются самые разнообразные слухи. В большинстве своем всезнайки-сплетники прочат закрытие многих учреждений профтехобразования. Конечно, это не так.
Государство сегодня нуждается в квалифицированных рабочих кадрах даже в самой сложной ситуации экономического кризиса. Поэтому разговоры о закрытии ПТУ не имеют под собой никаких оснований. Конечно, наибольшая вина в том, что система профтехобразования Украины в начале года оказалась в ужасной ситуации безденежья, возлагается на Кабинет министров. Именно несогласованность вопроса передачи ПТУ на плечи местных бюджетов еще раз демонстрирует слабую работу правительства Украины и безответственность министерских чиновников. Скорее всего, в феврале 2016 года средства на счета ПТУ все же поступят и долги по январским выплатам будут закрыты. Но неприятные впечатления и ощущения пренебрежительного отношения к нуждам сотен тысяч учеников и персонала учреждений профтехобразования никуда не денутся.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»