Накануне заседания Генассамблеи ООН, которое состоится в конце сентября, руководство России пытается навязать миру свои правила игры. В Кремле в очередной раз продемонстрировали способность оригинальным способом решать сложные геополитические головоломки.
В последние недели Россия публично демонстрирует нежелание выполнять Минские договоренности. Таким образом, президент РФ Владимир Путин дает понять мировым лидерам, что одними санкциями Запада не удасться заставить российское руководство отступить от задуманного.
В то же время, на Донбассе уже более недели продолжается условное перемирие: боевики почти прекратили регулярные обстрелы позиций украинских военных, хотя тяжелого вооружения так и не отвели. Во время очередного раунда переговоров Трехсторонней контактной группы в Минске так и не был решен вопрос о подписании соглашения по отводу от линии соприкосновения вооружений калибра до 100 миллиметров и танков.
Между тем Россия уже не скрывает активизации своего участия в гражданском конфликте в Сирии и поддержке режима президента Башара Асада. На днях в Кремле подтвердили предоставление военно-технической помощи сирийским властям, а также присутствие в стране российских военных специалистов.
Означает ли это, что руководство РФ достигло своих целей на Донбассе и перешло на новый уровень противостояния со странами Запада в другом геополитическом измерении? К сожалению, все, что сейчас происходит в Сирии, нужно рассматривать и в контексте ситуации на Донбассе. Владимир Путин и его команда только усложняют уровень противостояния, повышая ставки в игре.
Новые условия Путина
Фактически Россия отказывается от формата Минских договоренностей, демонстрируя желание пересмотреть ситуацию с Донбассом и Украиной уже в других стартовых условиях. В Кремле удачно воспользовались ситуацией с политической нестабильностью в Украине, которая в значительной степени усилилась после дискуссии о внесении изменений в Конституцию.
Следующий шаг России – добиться того, чтобы в мире признали проведение местных выборов в самопровозглашенных республиках ДНР-ЛНР, которые должны состояться 18 октября. Владимир Путин публично подчеркнул тезис о том, что усилия украинской власти относительно внесения изменений в Конституцию являются недостаточной предпосылкой для установления мира на Донбассе. «Я хочу напомнить, что, согласно Минским соглашениям, поправки в Конституцию Украины предусматриваются, но они должны быть сделаны в ходе обсуждения и диалога, по согласованию с Донбассом, с территориями непризнанных республик ДНР и ЛНР. Ничего подобного, к сожалению, сегодняшняя власть в Киеве не делает и никакого согласования этих поправок в Конституцию Украины не происходит», – заявил российский президент в одном из последних интервью российскому агентству ТАСС.
Кроме того, по мнению Путина, Минские соглашения предусматривают и другие условия для выполнения украинской стороной. «Поправки в Конституцию должны быть согласованы с Донбассом – раз, закон о выборах в органы местного самоуправления должен быть согласован с Донбассом – два, должен быть принят закон об амнистии – три, он не принимается, и должен быть введен в действие закон об особом статусе этих территорий. Он принят, но его введение вновь отложено», – описал новые условия соблюдения мирных договоренностей Владимир Путин.
Впрочем, российский президент лукавит, говоря о невыполнении условия по амнистии: еще 16 сентября 2014 Верховная Рада приняла закон «О недопущении преследования и наказания лиц-участников событий на территории Донецкой и Луганской областей». Правда, в этом документе гарантировалась амнистия только для тех боевиков, которые в течение месяца после вступления в силу документа сложили оружие, освободили заложников, разблокировали административные здания и подали соответствующее заявление. Однако аппетиты Кремля за последний год только выросли: фактически от украинской власти требуют всеобщей амнистии для всех боевиков, которые совершали тяжкие преступления.
Теперь, по мнению экспертов, ситуация на Донбассе получила все признаки так называемого «замороженного конфликта». Чтобы окончательно достичь этой цели, руководству России нужно только одно: легитимизировать «власть» так называемых ДНР-ЛНР путем проведения местных выборов. Задача-максимум – амнистировать преступников и провести выборы по своим правилам. Если это не удастся – наиболее одиозных руководителей «ДНР-ЛНР» утилизируют, а на замену им предложат более подходящие кандидатуры. Как вариант – из бывших беглецов-«регионалов», которые сейчас находятся на содержании у России.
Следующий шаг «мирного урегулирования» по сценарию Кремля – переложить весь груз восстановления разрушенного Донбасса на экономику Украины. «Сценарий Москвы на сегодняшний день заключается в том, чтобы с помощью Минска-2 действительно вернуть эти территории, но на своих особых условиях, и повесить на Украину финансирование и восстановление всей разрушенной инфраструктуры», – считает политический эксперт Василий Мокан.
На крючке у Кремля
Украинская власть демонстрирует уступчивость в вопросе соблюдения Минских договоренностей. Главный аргумент – фактическое выполнение требований в одностороннем порядке гарантирует благосклонность ЕС и США, а следовательно – и надежду на усиление санкций против России. Президент Петр Порошенко и его политические соратники как мантру повторяют тезис о том, что в случае невыполнения Украиной требований Минских договоренностей партнеры от нее отвернутся, оставив один-на-один с агрессивной Россией и ее миллионной армией.
Правда, украинский Президент намекнул, что, в случае провала Минских соглашений, украинская власть готова вернуться к содержанию изменений в Конституцию. «Если дойдет до военного или чрезвычайного положения, не колеблясь ни секунды, я издам соответствующий указ, подам соответствующее решение Верховной Раде. И в условиях введения чрезвычайного или военного положения никакие изменения в Конституцию голосоваться не будут», – на днях заявил Порошенко.
Между тем, пока ситуация на фронте выглядит спокойной, в Кремле непременно рассчитывают на внутреннюю политическую дестабилизацию, индикатором которой станут события после местных выборов 25 октября. Особый акцент делается на развал парламентской коалиции и возможность проведения досрочных парламентских выборов весной 2016 года. Безусловно, в случае реализации такого сценария, пророссийским силам удастся получить большую поддержку избирателей, так, как это уже в свое время произошло в 2006-2007 годах. Тогда, после двухлетних склок в «оранжевой» команде, «Партия регионов» ожидаемо взяла реванш и в парламенте 6-го созыва получила, ни много ни мало, 175 мандатов.
Взяв паузу в конфликте на Донбассе и втянувшись в конфликт в Сирии, Россия планирует убить сразу двух зайцев. В случае с Украиной – заполучить выгодные позиции в новом формате мирных договоренностей, результатом которых станет формализация статуса ДНР и ЛНР и окончательное признание Крыма российской территорией. Сирия же может стать дополнительным аргументом для дальнейшей геополитической экспансии Москвы в Ближневосточном регионе. О гегемонии именно на этом направлении Владимир Путин уже договорился с Китаем. К тому же, в случае разрешения конфликта в Сирии, требованием России могут стать новые правила игры на мировом энергетическом рынке, где пока что первую скрипку играет США. Еще одной интересной деталью того, как конфликт в Сирии косвенно влияет на ситуацию в мире, является проблема беженцев, которые уже заполонили страны Европейского союза. Очевидно, правительствам европейских стран придется потратить не один миллиард евро для решения данной проблемы.
В сложных геополитических хитросплетениях ключевым вопросом является только запас прочности основных игроков. Поэтому интерес Украины заключается как раз в том, чтобы не дать путинскому режиму сформировать новую повестку дня для пересмотра Минских договоренностей и не допустить условного «Минска-3». Пока самым слабым звеном в действиях украинской власти остается весь спектр старых проблем: высокий уровень коррупции, недостаточный темп реформ, обнищание населения, слабая экономика. Что выберут основные политические игроки? Воспользуются временным ли «тайм-аутом» в конфликте на Донбассе, договорившись о новых правилах игры и сосредоточатся на идее восстановления новой Украины? Или опять возьмутся за старое – политические склоки, конфликты и перманентные перевыборы?
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»