Реформа ГАИ или Как Конституционный суд встал на страже прав водителей

Конституционный суд упразднил реформу МВД в части взыскания штрафов с водителей транспортных средств прямо на месте нарушения, сочтя ее несоответствующей законам Украины.

Конституционный суд внес коррективы в реформаторские планы Кабинета министров, в очередной раз доказав необходимость профессионального подхода к реализации тех или иных изменений в законодательство. Отныне разрекламированная Министерством внутренних дел новация относительно оплаты административных штрафов ГАИ на месте нарушения правил дорожного движения – под запретом, ведь противоречит нормам Кодекса об административных правонарушениях.

Соответствующее решение Конституционный суд (КС) вынес по требованию Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Валерии Лутковской. В своем представлении она просила суд разъяснить положения части первой статьи 276 Кодекса об административных правонарушениях относительно места рассмотрения дела об административном правонарушении на автомобильном транспорте. То есть, предусматривает ли словосочетание «по месту совершения правонарушения» дальнейшие действия инспектора относительно возможности взимать штраф сразу после оформления админпротокола на месте нарушения гражданином правил дорожного движения. При этом госпожа Лутковская отметила необходимость растолковать эту норму тем, что суды неоднозначно применяют данную норму при рассмотрении дел по обжалованию постановлений об административных правонарушениях. Мол, возникает путаница: одни суды выносят решения о том, что действия инспекторов ГАИ о взыскании штрафа на месте противоречат нормам Кодекса об админнарушении, другие – наоборот считают такие действия инспекторов законными.

КС поставил точку в этом вопросе. Согласно официальному толкованию нормы закона «по месту совершения правонарушения», отныне дело об административном нарушении правил дорожного движения будет направляться в ту административно-территориальную единицу, на которую распространяется юрисдикция соответствующего органа, уполномоченного законом рассматривать такие дела. «Должностное лицо в таком случае должно составить протокол, опросить свидетелей, получить объяснения от лица, которое привлекается к ответственности, и осуществить ряд других процедурных действий, установленных Кодексом об административных правонарушениях. И уже составленный протокол отправить в соответствующий орган, по-простому будем говорить – в РОВД», – пояснил судья-докладчик по данному делу Виктор Шишкин.

До недавнего времени новшество по поводу оплаты штрафа ГАИ на местах активно продвигали в МВД. Первый заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе в апреле представила перечень новаций, которые будут касаться реформы взаимоотношений водителей и дорожной полиции, в которых, среди прочего, предлагалось платить административные штрафы непосредственно на месте совершения правонарушения. «Если правонарушитель не возражает против штрафа, который выписывает патрульный, в машинах патрульной полиции будет электронное устройство, которое дает возможность оплаты штрафа кредитной картой и получения протокола в электронном виде», – отметила Згуладзе.

Эка ЗгуладзеПервый заместитель Министра внутренних дел Украины
Згуладзе заявила, что реформирование МВД начнется с объединения ГАИ и ППССказано 25 декабря 2014 г.Статус обещания: Выполнено

Предложение оплачивать штрафы на месте – не новое для украинских водителей. Еще в 2010 году МВД выдало постановление, согласно которому водителям предлагалось оплачивать штрафы, к которым они не имеют претензий, прямо на месте совершения правонарушения банковскими карточками. Нововведение не касалось тяжелых нарушений на дороге, таких, как управление авто в нетрезвом состоянии, создание аварийной ситуации, ДТП, нарушений, за которые человек лишается водительских прав. Данную новацию как пилотный проект испытывали в Днепропетровске, где терминалами для банковских карточек оборудовали всего 13 автомобилей. Мол, такая система существенно экономит время водителей, которым не нужно заполнять и исправлять ошибки в специальных платежках в банковских учреждениях, терять время в очередях. С декабря 2014 года система оплаты штрафов банковской карточкой прямо в автомобиле инспекторов ГАИ заработала и в Киеве. Правда, оплачивать штрафы таким способом водителей никто не обязывал, хотя сами граждане в подавляющем большинстве положительно высказывались об этом нововведении.

Юристы отмечают, что будущие новации МВД относительно фиксации нарушений правил дорожного движения и последующей уплаты штрафов могут также быть обжалованы в Конституционном суде. Ведь неизвестно, как в МВД обойдут конституционную норму о праве на правовую помощь, гарантированную всем гражданам Украины ст. 59 Основного Закона. Это же право предусмотрено и в статье 268 Кодекса об административных правонарушениях. В частности, проблемы в МВД могут возникнуть по внедрению практики фиксации нарушений правил дорожного движения видеорадарами и в части реализации нововведения, когда административное взыскание вносится в автоматическом режиме и отправляется по адресу места жительства владельца автомобиля. Поэтому изменения, предложенные МВД и представленные на рассмотрение Верховной Рады в правительственном законопроекте «О совершенствовании регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения», потребуют дополнительной оценки специалистов, широкого обсуждения с дальнейшими изменениями, чтобы Конституционный суд в очередной раз не свел на нет все потуги горе-реформаторов.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...