«Мы сделаем очень быстро реформу судебной системы. Я думаю, что в этом году будут реформированы Высший совет юстиции, Высшая квалификационная комиссия судей и каждый судья, который принимает неправовое решение, будет знать: ответственность неотвратима», – именно с такими словами еще в прошлом году пообещал провести реформу украинских судов Президент Петр Порошенко. А через несколько месяцев после задержки старта заявил: проводить реформу мешают коррупционеры.
В декабре 2014 года судебной системе доверяли только 9% украинцев. Такой неутешительный результат показал социологический опрос фонда «Демократические инициативы». Так, согласно исследованию, 81% украинцев не доверяет судам, в основном, из-за коррупции.
Коррупция – одна из ключевых проблем украинского судоустройства. Среди других, можно отметить также политическую и олигархическую судейскую зависимость. Кажется, именно эти проблемные места в украинских судах заставили 12 февраля 2015 года народных депутатов безоговорочно в целом принять проект закона «Об обеспечении права на справедливый суд», даже без выводов Венецианской комиссии и Совета Европы. В обществе неизбежно назрел вопрос: куда и зачем так спешили депутаты?
28 марта закон вступил в силу. Среди новшеств – возврат права принятия финального решения в спорных делах к Верховному суду Украины, прохождение квалификационной оценки, включающей любую информацию о работе судьи и ограниченный срок полномочий (одному судье разрешается возглавлять суд не более одного срока).
Эксперты же считают, что новый закон не поможет победить коррупцию в судах. По мнению адвоката Александра Готина, для изменения ситуации в судоустройстве необходимо провести комплексную реформу системы правосудия, в частности, ввести жесткий контроль за доходами и расходами судей и членов их семей, запретить судьям неслужебные контакты с представителями правоохранительных органов и бизнес-структур и т.д.
«В данном законе целесообразно закрепить прямую обязанность для судей проводить все денежные транзакции через карточные счета, а также запретить судьям и членам их семей тратить определенную, четко оговоренную законом сумму наличными, к примеру, больше, чем 10 тыс. гривен. А за нарушение судьями этих правил предусмотреть строгие меры ответственности, включая увольнение. В случае же разоблачения судьи-коррупционера в совершении преступления – законодательно жестко установить ему срок лишения свободы не менее 10 лет и запретить выходить таким коррупционерам на свободу под залог, запретить применение к ним условно-досрочного освобождения, амнистии и помилования», – рассказал он в комментарии «Слову и Делу».
Впрочем, на скорейшее «выздоровление» судов не рассчитывала даже Оксана Сыроед, участвовавшая в разработке закона. «Это только начало судебной реформы, она не будет легкой. Потому что судебная реформа произойдет тогда, когда, фактически, судьями станут новые люди. Должно пройти одно или несколько поколений, пока мы получим полное обновление судебной системы», – заявила она.
Тем не менее, в «Блоке Петра Порошенко» надеются на реформирование судов уже в этом году. 27 апреля 2015 года народный депутат Украины Ирина Геращенко заявила, что до конца 2015 года будет проведена реформа в судебной системе. Такое заявление выглядит несколько оптимистичным, учитывая, что с начала года существенных сдвигов в реформировании судов так и не произошло. За исключением, разве что, принятия самого закона и назначения трех членов Высшего совета юстиции, и то – по квоте Президента.
Что же касается сроков реформирования судебной системы, то эксперты в возможность окончания реформы уже в этом году не верят. Александр Готин уверяет: для получения первых, ощутимых для общества улучшений системы правосудия хватило бы и 8 месяцев, но только при условии проведения кардинальной ломки анахронизмов судебной системы. Однако, как полагает Готин, существенных сдвигов в этом направлении нет и, судя по всему, не предвидится.
«Прежде всего, изменения любой системы достигаются путем задействования качественно новых механизмов. Если должным образом, на законодательном и организационном уровнях сейчас изменить систему, то основные, ключевые проблемы судоустройства можно решить в срок не более 8 месяцев. Но, это если заниматься реальными реформами, а не очковтирательством. На мой взгляд, предложенные ныне «новшества» закона о справедливом суде являются, образно говоря, «косметическим марафетом», что не позволит ни Ирине Геращенко, ни кому-либо другому принципиально разрешить нагромоздившиеся десятилетиями проблемы системы правосудия ни до конца 2015 года, ни после», – считает Готин.
Вместе с тем отметим, что в предвыборной программе БПП было полно и других обещаний относительно украинских судов. Например, обещание добиться создания системы автономного функционирования судей, проведения антикоррупционной люстрации судебных органов и публичный контроль над назначением и деятельностью судей. Как можно понять, все эти обещания также находятся в бессрочном процессе выполнения.
Анастасия Соснова, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»