Похоже, что в ЕС и США всерьез взялись за решение проблемы с войной на Донбассе. В дипломатических кругах уже давно не припоминают таких решительных действий со стороны руководства двух крупнейших стран Евросоюза – Франции и Германии. Именно лидеры этих стран – Президент Франции Франсуа Олланд и Канцлер Германии Ангела Меркель накануне Мюнхенской конференции по безопасности в срочном порядке решили обсудить мирное урегулирование конфликта на Донбассе сначала с Украиной, а затем – и с Президентом РФ Владимиром Путиным.
Бесспорно, все эти дипломатические маневры свидетельствуют лишь об одном: ситуация на Донбассе как никогда критическая и грозит превратиться из локального театра военных действий – на полномасштабную войну в центре Европы.
В конце концов, оба визита господина Олланда и госпожи Меркель в Украину и Россию могут свидетельствовать о трех важных сценариях:
1. Украина и ее Вооруженные силы демонстрируют устойчивость и выдержку в противодействии агрессору. Поэтому, в случае невозможности решения конфликта дипломатическими методами, США уже в ближайшее время будут готовы обеспечить Украину летальным оружием. Это лишь углубит кризис и заставит ЕС занять более принципиальную позицию: или продолжать политику «умиротворения» агрессора, или открыто (и в том числе, как военный союзник) поддержать Украину в борьбе с террористами ДНР-ЛНР и их спонсором – Россией. Кстати, именно Президент Франции накануне своей поездки в Киев заявил, что в настоящее время есть два решения возможного решения конфликта: «Или мы придерживаемся той логики, что стоит вооружать участников. Раз это делают россияне по отношению к сепаратистам, сделаем это для украинцев, чтобы они могли обороняться. Но вы можете провести границу между оборонным и наступательным оружием? – объясняет Франсуа Олланд. – Другой вариант – это попытаться найти компромисс и убедить стороны конфликта прекратить огонь. Дипломатия, переговоры, но они не должны длиться бесконечно... Потому что мы имеем дело с войной – войной, которая может стать тотальной».
2. Украина пытается сдерживать агрессора, но ни экономического, ни политического, ни социального капитала ей не хватит, чтобы противостоять дальнейшему его наступлению. Именно поэтому европейцы стараются как можно быстрее разрешить конфликт хотя бы на этапе прекращения огня и проведения мирных переговоров. В противном случае, долгосрочная война истощит силы Украины и, как следствие, станет угрозой потери государственности не только для нашей страны, но и для других членов ЕС, которые граничат с нами.
3. Дожать Путина. Хотя российская пропаганда до сих пор сильна как никогда, а рейтинги российского Президента не начали резкого пике даже после введения существенных санкций и снижения цен на нефть, ЕС и США надеются, что агрессор пересмотрит свои планы хотя бы на этапе внедрения мирного диалога. Хотя, аналитики и эксперты признают: ЕС в переговорах с Россией руководствуется логикой дипломатии прошлого столетия – а именно речь идет о том, что в конфликтных ситуациях должны быть учтены позиции всех сторон. То есть, позицию Путина – ЕС обязательно в той или иной степени учтет.
Интересен и тот факт, что господин Олланд и госпожа Меркель прибыли в Киев именно в то время, когда украинскую власть навещал Госсекретарь США Джон Керри. Источники в дипломатических кругах рассказывают о том, что мирный план, который привезли руководители двух государств ЕС, является сугубо их инициативой, при этом США в его разработке участия не принимал. Еще ряд источников утверждают, что такая спешка руководителей Франции и ФРГ связана с тем, что они получили предложения от Владимира Путина, которые, очевидно, показались им слишком ультимативными, чтобы в дальнейшем игнорировать их. Как бы то ни было, ЕС дает четкий сигнал украинской власти – нужно идти на уступки, чтобы хотя бы на время обеспечить мир.
Как поведет себя в этой ситуации Президент Петр Порошенко? Примет ли предложения европейцев, которые во что бы то ни стало хотят достичь прекращения войны на Донбассе и хоть как-то гарантировать собственную безопасность от непредсказуемой России? Ответы на эти вопросы мы сможем получить в ближайшее время, удачной площадка для этого станет Мюнхенская международная конференция по безопасности, которая закончит работу в воскресенье, 8 февраля.
Итак, что с наибольшей вероятностью принесут Украине мирные договоренности с ДНР-ЛНР и Россией:
- внеблоковый статус, то есть – неприятие любых намерений Украины вступить в НАТО. Об этом уже четко дал понять Президент Франции. «Для Франции вступление Украины в НАТО является нежелательным», – заявил Олланд во время своей пресс-конференции по вопросу установления мира на Донбассе;
- федерализация Украины. Здесь могут быть рассмотрено множество вариантов. Европейские лидеры утверждают, что Украина якобы сохранит свою территориальную целостность. Однако Киев должен сесть за стол переговоров с боевиками ДНР-ЛНР, пойти на уступки по новой линии разграничения (изменившейся со времени мирных договоренностей в Минске в сентябре 2014 года не в пользу Украины), обеспечить восстановление особого статуса Донбасса. Здесь уже все будет зависеть от переговоров: во-первых, могут быть проведены местные выборы, которые окончательно легитимизируют марионеточною власть боевиков, во-вторых, украинское правительство должно предложить свой вариант так называемой реформы местного самоуправления, которая будет гарантировать определенные автономные права тем же ДНР-ЛНР. Таким образом, Украина как унитарное государство ослабнет, зато федеративное устройство предоставит дополнительные козыри для российской власти, которые позволят вести более серьезную игру на противоречиях внутри украинского общества. Речь идет о дальнейшей экспансии российской идеологии «русского мира» на территории восточных и южных областей Украины. Цель всех этих хитросплетений, в которые нас втягивают европейские партнеры вместе с Путиным – в конце концов, постепенный распад украинского государства по примеру бывшей Югославии.
- финансирование Донбасса. Здесь все просто – это главный козырь России: хотите мира? Тогда забирайте себе Донбасс и восстанавливайте его за свой счет, но так, чтобы наше влияние на эту территорию сохранилось. Об этом четко говорят в Кремле: «Мы готовы вести разговор в конструктивном ключе, в расчете на достижение тех или иных договоренностей, которые бы способствовали налаживанию контактов представителей Киева и Донбасса, что способствовало бы налаживанию экономических связей Киева и юго-востока Украины», – заявил недавно помощник Владимира Путина Юрий Ушаков. Возможно, в вопросе финансирования и восстановления пострадавших территорий можно понять и страны ЕС, ведь они также в ближайшее время выступят основными донорами Украины на пути восстановления экономики. А восстанавливать что-то при перманентных военных действиях – нецелесообразно и расточительно.
Очевидно, что Владимир Путин будет настаивать на еще одной опции – введении миротворческого контингента на территорию Донбасса. Впрочем, для этого потребуется специальный мандат ООН, чего, очевидно, ожидать не стоит. Кроме того, ЕС потребует от России вывести ее войска в обмен на ослабление санкций. В этом вопросе не стоит забывать, что РФ уже неоднократно шла на хитрости, прежде всего связанные с нечеткой позицией наблюдателей из ОБСЕ. Если ситуация не изменится, Россия сумеет сохранить свои военные силы на территории Донбасса и в случае уступок украинской власти воссоздать на захваченных территориях Донецкой и Луганской областей нечто вроде «Приднестровья-2», но еще и на финансовом обеспечении Украины. Этот сценарий опасен еще и тем, что в случае его реализации граждане Украины окончательно утратят веру в своих руководителей, что приведет к новым революциям и дестабилизации ситуации в стране.
Эксперты неутешительны в своих прогнозах и отмечают, что новый мирный план может быть лишь очередным тайм-аутом для России и ее сателлитов ДНР-ЛНР по наращиванию военного присутствия в регионе и подготовке к полномасштабным военным действиям с весны-лета 2015 года. «Олланд и Меркель убеждены, что вопрос в разграничении границы и выводе войск, но это не совсем так. Ну, договоримся мы о линии границ. На сколько? Надолго? Путин поймет только оружие. Можно искать разные варианты переговорного формата, но это ничего не изменит», – считает член Украинского Хельсинского союза Иосиф Зисельс.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»