Национальная полиция постреволюционного периода

Читати українською

Идея реформировать украинскую милицию наконец получила законодательное оформление. На днях председатель фракции Блока Петра Порошенко в Верховной Раде Юрий Луценко разработал и внес на рассмотрение парламента проект закона № 1692 «О Национальной полиции». Основным нововведением законопроекта является разграничение политического влияния министра внутренних дел на работу полиции, руководство которой будет осуществлять ее начальник, назначаемый Кабинетом министров по контракту на 5 лет.

Правда, согласно тексту законопроекта, начальник Национальной полиции может быть назначен на должность и освобожден от должности Кабинетом Министров Украины только по представлению министра внутренних дел. Согласно предложениям проекта закона, полиция является единой системой органов, которая входит в структуру МВД и будет включать в себя 6 подразделений: криминальную полицию, полицию общественной безопасности, транспортную полицию, дорожную полицию, полицию охраны, судебную полицию. Набор в полицию будет осуществляться на конкурсной основе среди кандидатов в возрасте от 18 до 35 лет, при этом при отборе будут проводиться специальное тестирование с использованием полиграфов. «В ходе спецпроверок и конкурсов за 6 месяцев будет создана Национальная полиция Украины. Автоматическое переназначение милиционеров на полицейские должности – запрещено», – пообещал автор законопроекта на своей странице в Facebook.

Сам Юрий Луценко считает, что главной целью нового законопроекта является уничтожение старой советской системы, когда гражданский министр одновременно возглавляет всю структуру милиции. То есть, по сути, отставка министра не означает автоматическую смену начальника полиции. «МВД становится холдингом, у которого есть Национальная полиция, начальник Национальной полиции является руководителем центрального органа исполнительной власти. То есть фактически под министерством, который сам назначает свою вертикаль. И несет ответственность перед законом, но не перед партией, которая делегировала министра. Министр влияет на него через бюджет, приоритеты так, как это делается во всех европейских странах, но он не может снять, например, начальника уголовного розыска или начальника ГАИ в той или иной области», – сообщил Луценко в эфире передачи одной из радиостанций.

Структура реформированной полиции не будет кардинально отличаться от нынешней милицейской: начальник Национальной полиции будет назначать начальников главных управлений в областях, начальники городских и районных отделов полиции назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником Национальной полиции по представлению начальника полиции Главного управления в области и по результатам конкурса на занятие вакантных руководящих должностей. Кандидаты на все руководящие должности в полиции избираться сроком на 5 лет. Начальник Национальной полиции и начальники главных управлений областей имеют право, по представлению министра внутренних дел, назначать себе только 3 заместителей.

При таком подходе есть риск превращения Национальной полиции на закрытую систему, на которую не будут иметь влияния ни центральное руководство в лице министра, ни общественность. Чтобы избежать этого, в законопроекте предложены еще несколько новаций, которые якобы должны стать существенным инструментом корректировки работы полиции и способствовать ответственности перед общественностью.

Во-первых, при центральном аппарате полиции и при каждом управлении полиции в областях будут созданы коллегиальные органы полицейских комиссий, которые будут отвечать за проведение конкурсов на все управленческие полицейские должности и будут заниматься дисциплинарными расследованиями. Разработка положений о создании полицейских комиссий будет относиться к компетенции Кабмина, однако в законопроекте предполагается, что каждая такая комиссия будет создаваться сроком на 3 года, а в ее состав будут входить 5 человек. Наполнение комиссий будет происходить путем делегирования по одной кандидатуре от Кабмина, министра внутренних дел, начальника Национальной полиции, Уполномоченного ВРУ по правам человека и Верховной Рады. Одно и то же лицо не может осуществлять полномочия члена Полицейской комиссии более двух сроков подряд.

Во-вторых, в документе предлагается предоставить местным советам часть полномочий, которые позволят контролировать деятельность полицейских на местах. Например, любой сотрудник областных, городских и районных управлений национальной полиции, работающий в подразделениях общественной безопасности или дорожной полиции, может быть уволен в течение десяти дней в том случае, если недоверие ему выразят не менее половины депутатов местных советов. Однако в законопроекте не предоставляется такое же право местным советам освобождать руководителей главных управлений полиции. Зато двух третей голосов депутатов сессии местного совета будет достаточно, чтобы уволить любого из заместителей начальника управления полиции. Такой шаг, по мнению автора законопроекта, позволит местным органам власти корректировать и влиять на деятельность полицейских служб на местах, однако обезопасит начальников управлений от политических влияний тех же депутатов местных советов.

Эксперты уже отмечают, что законопроект Юрия Луценко не предусматривает децентрализацию полномочий новой реформированной полиции. «В контексте децентрализации, и реформа, что предлагается МВД, и проект Луценка фиктивная децентрализация. Децентрализация – это создание муниципальной полиции, которая была бы полностью подконтрольна местным общинам, а не Министерству. Сейчас, в обеих моделях реформ остается централизованная структура, где Министерство полностью контролирует назначение и деятельность представителей на местах, а милиционера выбирают в Верховной Раде», – рассказала «Слово и дело» эксперт группы по реформе органов правопорядка Реанимационного пакета реформ (РПР) Марина Цапок .

Одной из самых неоднозначных норм законопроекта является ст.9, а именно определение критериев оценки деятельности Национальной полиции. Так, согласно документу, оценивать работу полиции можно будет по 2 критериям: путем учета общественного мнения относительно полноты и качества выполнения Национальной полицией своих задач, а также состояния обеспечения общественной безопасности и правопорядка на основе статистических показателей правоохранительной деятельности. К сожалению, в проекте закона не указано, кто именно будет учитывать общественное мнение, какой орган будет уполномочен оценивать состояние обеспечения правопорядка, и кто будет предоставлять статистические показатели. В случае привлечения независимых организаций для сбора таких статистических данных - кто и в каком объеме будет финансировать такую работу?

Довольно интересно выглядят и ряд норм нового законопроекта о социальном обеспечении полицейских. В частности, этому посвящен целый раздел 6 документа. Наиболее «социально привлекательной» для правоохранителей может стать ст. 58, которая гарантирует льготное обеспечение жильем всей семьи украинских полицейских. Так, будущий полицейский имеет право на получение льготного кредита на жилье сроком на 30 лет, при этом сумма кредита рассчитывается, исходя из нормы 21 квадратный метр общей площади на одного члена семьи, и 10 - дополнительно на семью. Кроме того, согласно документу, «лицам рядового и начальствующего состава, которые находятся на службе полиции более пяти лет, кредит предоставляется беспроцентный, более десяти лет, кроме того, двадцать пять процентов погашается за счет бюджетных средств, более пятнадцати лет – пятьдесят процентов, более двадцати - семьдесят пять процентов ». Таким образом, некоторые из правоохранителей с несколькими членами семей смогут по весьма привлекательным условиям купить собственное жилье более 100 квадратных метров. Такую «социальную заботу» за счет налогоплательщиков очень легко объяснить: любая власть должна быть уверенной в преданности правоохранительной системы, ведь именно на ней она будет опираться в случае каких-либо угроз своему существованию.

Итак, даже после реформирования полиция останется привилегированной кастой в системе государственного управления.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

Материалы по теме:

Реформа МВД: куда потратят 30 миллиардов гривен? – эксперт

Реформа милиции: будет ли децентрализация? Эксперт

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: