Национальное антикоррупционное бюро – нужны иностранцы?

Читати українською

Уже на следующей неделе украинцы смогут узнать имя главы совершенно нового по своей сути органа власти Национального антикоррупционного бюро. Сегодня в Администрации Президента состоится первое открытое официальное заседание Конкурсной комиссии по избранию кандидатов на должность директора этого недавно созданного ведомства.

Напомним, директор Национального антикоррупционного бюро назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины с согласия Верховной Рады. В свою очередь, парламент третью голосов может выразить недоверие руководителю бюро и таким образом отправить его в отставку. Следует ожидать, что в случае успешной работы Конкурсной комиссии по определению кандидата на должность директора НАБ - парламент уже на первом пленарном заседании 13 января сможет принять его кандидатуру.

Среди экспертов все чаще звучит мнение, что возглавить антикоррупционное ведомство должен авторитетный зарубежный специалист. Среди таких кандидатур чаще всего упоминалось имя бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили. Однако есть и другое мнение – назначить на эту должность иностранца украинского происхождения, или авторитетного общественного деятеля. В данном контексте чаще всего рассматриваются кандидатуры еврейского общественного деятеля, диссидента Иосифа Зисельса, директора фонда «Возрождение» Евгения Быстрицкого, председателя Меджлиса крымскотатарского народа Рефата Чубарова.

В назначении «независимого» от всех возможных экономических и политических влияний украинского политикума чиновника на должность директора НАБУ эксперты видят единственно возможный путь для эффективной деятельности нового ведомства.

Читайте также: Хлебное место: должность в Антикоррупционном комитете стоит $100 тыс.

Вообще, тезис о приглашении «варягов» к работе в правительстве в непростой для Украины период – не является новым. Однако за последние полгода данный тезис получил практическое применение: в правительстве на должности руководителей министерств назначены 2-е иностранцев (которые уже получили украинское гражданство), а еще одна украинка иностранного происхождения – Наталья Яресько – возглавила Минфин. Очевидное сопротивление украинских политиков экспансии специалистов из-за рубежа особенно ярко проявилось во время подковерных маневров с назначением на должность первого заместителя министра внутренних дел грузинки Эки Згуладзе. К сожалению, украинцы не имеют возможности наблюдать за дискуссиями с назначением высших должностных лиц в публичной плоскости – все процессы договоренностей происходят за кулисами. Это еще одна черта, присущая всем предыдущим политическим процессам, которые происходили в украинской политике до Революции Достоинства. Такая «закрытость», безусловно, впоследствии скажется на рейтингах всех в той или иной степени касающихся власти новоизбранных политиков.

Причины слишком высоких ожиданий от работы иностранных специалистов в нынешнем правительстве под руководством Арсения Яценюка вызваны двумя основными тенденциями:

  1. Нежелание чиновников выходить из амплуа политиков и вводить реальные реформы в стране. Ведь любая эффективная реформа – повлечет за собой стопроцентное уничтожение политических рейтингов, а к этому нынешние чиновники не готовы: они планируют продолжать свою политическую карьеру в будущем. Поэтому сейчас руководствуются поведенческой установкой: «как сделать так, чтобы реформы вроде как и происходили, но без ущерба для дальнейшей политической карьеры»?

  2. Непонимание самого содержания реформ обществом. По последним опросам Киевского международного института социологии, для большинства украинцев (51%) главное содержание реформ заключается в увеличении зарплат и пенсий. Значительный процент (26,3%) граждан считает, что «реформы» – это национализация имущества олигархов. Однако, идею введения уголовной ответственности за получение «зарплат в конвертах» как одного из методов реформирования экономики, положительно оценили чуть более 6% украинцев, а увеличение пенсионного возраста до 63-70 лет получило одобрительный отклик лишь у 0,7% граждан. Стоит полагать, что украинцы пока не слишком готовы еще сильнее затягивать собственные пояса, продолжая надеятся на подъем экономики страны за счет «раскулачивания» олигархов и роста зарплат, например, за счет кредитов МВФ.

Именно поэтому в обществе все большую популярность обрел тезис, что «иностранцы справятся с коррупцией и наведут порядок в экономике». Мол, отечественные политики мечтают стать чиновниками только с одной целью – чтобы улучшить собственное экономическое положение, по-народному – «украсть побольше». Что ж, украинцы после стольких лет отсутствия изменений в государстве имеют право на такой высокий уровень недоверия к чиновникам всех рангов. Однако задача нынешнего правительства и заключается в том, чтобы объяснить гражданам необходимость проведения изменений в стране путем восстановления доверия друг к другу, а значит – придется менять всю систему социально-политических отношений в стране, или просто окончательно потерять ее. Сейчас, пытаясь придумать велосипед вместо того, чтобы провести эффективные реформы с возможным риском рейтинговых потерь, чиновники загоняют себя в ловушку, выходом из которой будет даже не политическое забвение, а фактически вынужденная эмиграция, поводом к которой станет вполне обоснованная злость от непонимания действий чиновников рядовыми гражданами.

Читайте также: Сегодня в Украине будут выбирать главу Антикоррупционного бюро

Поэтому, определение кандидатуры директора Антикоррупционного бюро станет лакмусовым индикатором для понимания наличия воли к проведению действительно эффективных изменений в государстве. Или мы увидим дальнейшую профанацию идеи изменения системы и подходов к осуществлению государственной власти, или получим хотя бы первые сигналы к готовности Президента, Кабмина и Верховной Рады к длительному и болезненному процессу реформирования Украины.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

***

Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.

Материалы по теме:

Антикоррупционное бюро – аналог ФБР или новый пост Саакашвили? Эксперты

Антикоррупционное бюро: изменение системы или системная олигархия? Эксперты 

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: