Народный депутат от «УДАР» и кандидат от «Блока Петра Порошенко», первый заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан, рассказала в эксклюзивном интервью «Слову и Делу» об изменениях в налоговом законодательстве и о собственных ожиданиях от будущего парламента.
СиД: Год назад вы обещали, что «УДАР» в Верховной Раде будет инициировать расследование подписания соглашения между компаниями Shell и «Надра Юзовская». Как продвигается ход этого дела?
О. П.: В 2013 году мы столкнулись с огромным сопротивлением всей вертикали власти. Решить этот вопрос, когда весь силовой блок беспрекословно выполнял все указания Януковича, было невозможно. Уже после падения его режима, весной этого года состоялось заседание межведомственной комиссии и было принято решение о выведении ООО «СПК-Геосервис» из соглашения о разделе продукции с компаниями Shell и Chevron. Сейчас этим вопросом занимается Министерство экологии и природных ресурсов.
СиД: Также, 29 ноября 2012 вы пообещали, что будете требовать от правительства отчета о своей работе перед новоизбранным парламентом. Это обещание уже не будет выполнено?
О. П.: В парламенте быстро было создано пропрезидентское большинство, которое заблокировало все инициативы, связанные с отчетностью Кабинета министров. Тогда это воспринималось как прямое оскорбление Виктора Януковича, для которого правительство Азарова был безальтернативным. С точки зрения Януковича, парламент должен был заниматься обслуживанием его интересов. Права голоса он не имел. Как и возможности что-то требовать.
СиД: Вы собираетесь в Раду следующего созыва, чем, на ваш взгляд, положительным отличилась Рада 7 созыва? Чем вы можете гордиться за время своей законотворческой работы и наоборот, что осталось недостижимым?
О. П.: В работе парламента было больше негатива, чем позитива. Вместе с тем, есть определенные решения, которые можно занести в актив Верховной Рады. Начну с законов, в разработке которых я принимала непосредственное участие и которые уже вступили в силу. это:
-
закон об отмене утилизационного сбора и акциза по переоборудованию транспортного средства, который сохранил большое количество рабочих мест;
-
закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно пищевых продуктов, который гармонизирует наше законодательство с европейским и открывает новые рынки для украинских производителей;
-
закон об отмене целого ряда льгот для народных депутатов;
-
закон о персональной финансовой ответственности чиновников за нанесение ими ущерба;
-
закон о компенсации средней заработной платы мобилизованным работникам, а также освобождение от уплаты налогов и ЕСВ мобилизованных работников и предпринимателей и др.
Если говорить о парламенте в целом и принятые им важные решения, то необходимо отметить ратификацию Соглашения об Ассоциации с ЕС, а также закон об очищении власти. Надеюсь, в этот перечень добавится пакет антикоррупционных законов. Однако они принимались или под давлением людей, которые приходили под стены Верховной Рады, или на фоне избирательной кампании, когда у депутатов не было другого выхода, кроме как нажать кнопку «за». Большое количество законопроектов, необходимых стране или остались нерассмотренными, или их рассмотрение провалили. В частности, немного шансов, что этот парламент примет подготовленные мной и моими коллегами закон об изменении системы регулирования экономики, закон о снижении ставки единого социального взноса до 18,1% и другие, которые позволят стимулировать развитие экономики.
СиД: Вы подали законопроект №5043 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания возможностей для налогового соглашения). Можете ли вы раскрыть суть проекта и сильные стороны?
О. П.: Главная цель этого проекта - устранить основания для коррупции. При режиме Януковича существовала одна «схема» оптимизации уплаты налогов, которой вынужден был пользоваться весь бизнес. Тот, кто владеет информацией об этих налоговых нарушениях и дальше сможет держать предпринимателей «на крючке». Чтобы снять все вопросы, была предложена модель налогового компромисса. Ее суть заключается в том, что предприниматели платят 5% от суммы налогового обязательства по налогу на прибыль и НДС, а в обмен на это государство начинает все с чистого листа. Эта модель выгодна предпринимателям, потому что подавляющее большинство бизнеса хочет работать легально, а такое решение позволит им вернуться в плоскость закона. И выгодна государству, поскольку бюджет получит дополнительные средства, объем которых оценивается в сумму до 10 млрд грн. Единственные, кто против - бюрократы и чиновники. Они хотят, чтобы эти миллиарды попали не в бюджет, а к ним в карман.
Лично для меня закон о налоговом соглашении является маркером на коррупционность. Если его провалят, это будет означать, что у нас мало что изменилось, и большинство депутатов и правительство не хотят перемен.
СиД:Министр финансов Александр Шлапак рассчитывает, что благодаря изменениям в Налоговый законодательства в следующем году из тени выйдет около 2% украинских зарплат. Имеется в виду, изменения в Налоговый кодекс, согласно которым каждый работающий украинец платит 41% на сумму, составляющую менее 2-х минимальных зарплат. При ставке заработной платы, превышающей 2 «минималки» - дополнительно уплачиваться 15% от суммы превышения. Реально таким образом вывести зарплаты из тени?
О. П.: Я - сторонник снижения ставки единого социального взноса до 18,1% без введения дополнительных условий. Подобное решение было принято, в частности, в Грузии, где после снижения налоговой ставки на 50% доходы от налогообложения увеличились втрое благодаря детенизации экономики.
Предложение правительства является компромиссным, и оно не принесет ожидаемого эффекта, поскольку база налогообложения увеличится вдвое не только для единого социального взноса, но и для дохода с физических лиц. То есть, для многих налогоплательщиков нагрузка на заработную плату не уменьшится, а увеличится.
СиД: С точки зори действующего налогового законодательства, можно в Украине провести децентрализацию?
О. П.: Украине нужна налоговая реформа. Настоящая. Латания дыр и другие косметические изменения не помогут запустить экономику. Так же, как не решат вопрос децентрализации финансов.
СиД: Председатель Государственной фискальной службы Игорь Билоус пообещал списать безнадежные налоговые долги предпринимателям территорий, пострадавших во время АТО. Это возможно, или такое обещание популистская?
О. П.: Допускаю, что такое решение будет принято, но не фискалами, а на уровне закона - парламент уже поддержал в первом чтении законопроект 4314, который освобождает на период проведения АТО предпринимателей и физических лиц, пострадавших в результате военных действий от уплаты налогов и коммунальных платежей.
СиД: А Шлапак заявил о намерении ввести всеобщее декларирование доходов физических лиц и разовую бесплатную налоговую амнистию. Поможет ли это вывести из тени доходы населения?
О. П.: Детенизация экономики возможна только, если будут соблюдены несколько условий. Это - налоговая амнистия (возможна только в случае возобновления доверия между властью и бизнесом), уменьшение налоговой нагрузки на уровень экономического обоснованного, введение эффективной и прозрачной системы администрирования, а также усиление ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоги должно быть выгодно платить. Если реализовать этот принцип, доходы населения начнут выходить из тени.
СиД: Кстати, то же Билоус пообещал урегулировать вопрос льготного налогообложения граждан и предпринимателей, которые помогают армии. На мой взгляд, это большое поле для спекуляции. Целесообразно давать такую возможность?
О. П.: Уже вступил в силу инициированный Президентом Украины закон об освобождении от налогообложения волонтерской помощи как для волонтеров, так и для тех, кто помощь получает, если она связана с событиями на Майдане, в Одессе 02.05.14. и АТО, налоговикам необходимо только должным образом этот закон выполнить.
СиД: И, кстати, такое обещание еще и на фоне намерения Билоуса сократить единый налог для некоторых групп физических и юридических лиц-предпринимателей в 1,5-2 раза...
О. П.: Нормы закона могут быть изменены только Верховной Радой Украины, а не правительством или Государственной фискальной службой. Сейчас в предоставленных в парламент правительством законопроектах снижения налогового давления или введения налоговых льгот нет.
СиД: Вы поддерживаете создание службы финансовых расследований в ходе реформирования налоговой системы?
О. П.: В том виде, в котором предлагает это сделать правительство, когда оно основывает суперналоговую милицию с мегаполномочиями без ограничений, на фоне которой действующая налоговая милиция и другие органы выглядят не так уж плохо, нет. В украинских реалиях это может привести к тому, что СФР станет инструментом для достижения политических и бизнес-интересов отдельных чиновников, ведь никаких возможностей для контроля за деятельностью службы со стороны других органов власти не предусмотрено. Поэтому предложение правительства нужно серьезно дорабатывать. Главное, чтобы был диалог и правительство прислушивалось к предложениям экспертов, депутатов, бизнеса. Без диалога не будет доверия, а без доверия ни одну реформу реализовать невозможно.
СиД: 14 октября - последнее заседание Верховной Рады. На этот день возложена очень большая ответственность: принятие антикоррупционного пакета, законодательства по определению конечных выгодоприобретателей, а также решение вопроса госбюджета на 2015 год. Какие ваши прогнозы на это заседание? Чего вы ожидаете и наоборот, что по вашему мнению, не будет принято?
О. П.: Очень трудно что-то прогнозировать, когда речь идет о нашем парламенте. Надеюсь, что антикоррупционный пакет все же будет принят. По госбюджету на 2015 год, то это вопрос открытый, поскольку до сих пор его проекта в парламенте нет. Кроме того, выполнять его будет уже новое правительство, сформированное после парламентских выборов. С учетом этих обстоятельств, все вопросы по госбюджету на 2015 год, пожалуй, будут решаться в ноябре-декабре.
СиД: Говоря о выборах 26 октября, чего вы ожидаете от нового созыва?
О. П.: Ожидаю, что парламент, наконец, станет сильным и независимым органом власти, с одной стороны будет отражать интересы людей, а с другой - контролировать работу правительства и других органов власти в пределах своей компетенции.
СиД: «Слово и Дело» требует публичного отчета зарегистрированных ЦИК кандидатов ныне действующих народных избранников за свои обещания. Среди перечня соответствующих лиц есть и вы. Когда можно ожидать вашего отчета?
О. П.: В сентябре я обнародовала детальный отчет о своей работе в парламенте этого созыва. Он включает результаты законотворческой деятельности, участие в пленарных заседаниях и заседаниях комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, взаимодействие с общественными организациями, а также отчет о расходовании средств. Впрочем, если у Вас возникнут дополнительные вопросы, я готова на них ответить. (Пресс-служба Оксаны Продан предоставила отчет о результатах депутатской деятельности - ред.)
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»