В четверг, 5 февраля, прекращает действие договор СНВ-III, который ограничивал количество ядерных боеголовок США и россии. После этого между двумя странами не останется никаких обязательных механизмов контроля над стратегическими ядерными вооружениями. Это, как минимум, означает возвращение к эре ядерного шантажа и гонки вооружений как со стороны США, так и со стороны рф.
Договор между рф и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, СНВ-III, предусматривал сокращение для каждой из сторон развернутых ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков до 700 единиц.
Договор был подписан президентами рф дмитрием медведевым и США Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и вступил в силу 5 февраля 2011 года. Он был рассчитан на 10 лет с возможностью пролонгации по взаимной договоренности сторон еще на 5 лет.
«Орешник» на стол: что россия пытается доказать Украине и ЗападуРоссия запустила Орешник по Украине с целью шантажа Запада и достижения мира на собственных условиях.
3 февраля 2021 года договор был пролонгирован. Среди прочего, он предусматривал взаимные инспекции на военные ядерные объекты сторон для контроля над ядерными вооружениями. После начала большого вторжения в Украину на россию были наложены международные санкции. Это дало повод россии отказать США в инспекции своих ядерных объектов, заявив, что из-за ограничений российские инспекторы не смогли получить транзитные визы для визитов в США.
31 января 2023 года Госдепартамент США обвинил россию в нарушении требований СНВ-III. 21 февраля 2023 года путин в послании к федеральному собранию заявил о приостановке участия россии в договоре, а 28 февраля 2023 года подписал соответствующий федеральный закон.
Пока нет никаких признаков, что стороны готовы реанимировать договор, поэтому на 99,9% уже 5 февраля СНВ-III, как средство контроля над ядерными вооружениями, отойдет в прошлое. Уверенности в этом добавляет еще и тот факт, что США рассматривают своим соперником еще и Китай, который, по прогнозам Пентагона, будет иметь к 2035 году до 1500 боеголовок. Поэтому США должны иметь достаточно средств, чтобы противостоять и россии, и Китаю.
Самый простой путь для наращивания ядерных арсеналов — это переоборудование носителей ядерного оружия — баллистических ракет от моноблочных систем, как того требуют еще действующие ограничения, к системам, которые в определенной точке полета разделяются на несколько боевых блоков.
В частности, основная американская межконтинентальная баллистическая ракета шахтного базирования Minuteman III в данный момент несет одну боеголовку W78 или W87 мощностью от 300 до 350 килотонн. В связи с возможным прекращением действия СНВ-III уже ведутся дискуссии об оснащении этой ракеты тремя боеголовками индивидуального наведения (технология MIRV), которые могут поражать три отдельные цели.
США стремятся вернуть рф к выполнению договора о ядерном оружии – ГосдепВ США продолжат оценивать следующие шаги россии по невыполнению договора и будут рассматривать дополнительные контрмеры.
Как это может выглядеть в случае с российскими ракетами, украинцы, к сожалению, могли убедиться во время ударов «Орешником». по Днепру в 2024 году и Львову в 2026 году. Эта ракета несет до 36 боевых блоков в неядерном исполнении. В ядерном количество этих боевых частей, очевидно, будет уменьшено до шести, но и разрушительная сила будет совсем другой.
Прекращение действия СНВ-III означает возвращение к эпохе гонки ядерных вооружений и ядерного шантажа второй половины ХХ века. Российский диктатор владимир путин очень любит бряцать ядерным оружием, а действующий президент США Дональд Трамп охотно принимает эту игру. На этом фоне и другие государства захотят нарастить свои ядерные арсеналы, что вовсе не сделает мир более безопасным.
И здесь нужно понять, что в эпоху первой гонки вооружений, которая закончилась после распада СССР, главное назначение ядерного арсенала заключалось именно во взаимном сдерживании от его использования. Все видели ужасные последствия атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в 1945 году и понимали, что обмен ядерными ударами приведет к взаимному уничтожению и гибели человечества.
С одной стороны, ядерные арсеналы наращивались, чтобы гарантировать уничтожение вражеского потенциала единым ударом. С другой стороны, неуверенность в том, что такое уничтожение возможно, и вероятность сокрушительного ответного удара служили лучшим предохранителем от обмена ударами и неизбежной ядерной катастрофы.
Однако время прошло, и поколение политиков изменилось. Память о последствиях войн прошлого столетия притупилась. Нет никакой уверенности в том, что кому-то не захочется «попробовать».
Денис Попович, военный обозреватель, специально для «Слово и дело»
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»