Четыре страны находятся на пороге возможного вмешательства войск США на фоне угроз главы Белого дома Дональда Трампа. После военной операции в Венесуэле США открыто говорят о том, что могут вмешаться в ситуацию с протестами в Иране, аналитики уже спрогнозировали четыре возможных сценария. Еще одной горячей темой начала года остается Гренландия и активный интерес Трампа к ней. В Конгресс США даже внесли законопроект об «аннексии Гренландии», а сами Штаты не исключали и силового захвата. Под угрозой нового конфликта оказались и Мексика: по словам Трампа, Штаты вскоре могут приступить к наземным ударам против мексиканских картелей. «Слово и дело» проанализировало, какой военный потенциал имеют страны, где США уже провели вооруженные спецоперации, а также государства под угрозой военного вмешательства.
Иран. В июне прошлого года американские военные нанесли удары по ряду иранских ядерных объектов: Фордо, Натанз и Исфаганский центр ядерных исследований – ключевых центрах по обогащению урана в Иране. Военная операция прошла на фоне израильского вторжения в Иран, начатого 13 июня, и в ответ на предварительные удары Ирана по Израилю. Как заявил после бомбежек президент США Дональд Трамп, ракетные удары уничтожили практически весь ядерный потенциал Ирана. В конце 2025 года Иран охватили продолжающиеся до сегодня масштабные антиправительственные протесты. Главная предпосылка – экономический кризис в стране, однако митингующие требуют не только экономических улучшений, но и политических свобод, в частности – свержения режима верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Власти Ирана реагируют достаточно жестко: протестующих задерживают и арестовывают. По данным правозащитников, погибли сотни человек, по данным СМИ – около 2 тысяч. Трамп заявил, что Вашингтон вмешается в происходящее в Иране, если там будут убивать протестующих, не исключая силовой сценарий.
Военный потенциал Ирана, с которым у США обостряется новый конфликт, следующий: иранские власти потратили за 2024 год на оборону 8 млрд долларов (по данным The Military Balance 2025), численность иранской армии – около 600 тысяч человек. На вооружении страны находится более 1700 танков, около 220 боевых самолетов и около 130 боевых вертолетов. Также на вооружении есть и тренировочная авиационная техника. В арсенале Ирана – баллистические ракеты средней дальности, которые могут поражать цели на расстоянии до 5500 км. Также у иранской армии 7 фрегатов, 3 корвета и 25 субмарин. Авианосцев на вооружении страны нет.
Иран официально отрицает создание ядерного оружия, однако у страны есть значительные запасы обогащенного урана и может достичь уровня, необходимого для создания боеголовок. Собственно, именно эти объекты и были целями ударов США в прошлом году.
Венесуэла. 3 января этого года военный спецназ США совершил операцию в Венесуэле, во время которой из страны был вывезен лидер Венесуэлы Николас Мадуро. Американские военные нанесли широкомасштабный удар против страны. В Вашингтоне отдают Мадуро ключевую роль в многолетнем международном заговоре по контрабанде кокаина в Америку, сейчас его судят. Штаты также заявили, что будут руководить латиноамериканским государством. Кроме того, Трамп пригрозил последствиями вице-президентке Венесуэлы Делси Родригес, если она откажется сотрудничать с США.
Военный потенциал Венесуэлы меньше по сравнению с Ираном. Расходы страны на оборону находятся на уровне до 500 млн долларов, а численность ее армии – примерно 110 тысяч человек. На вооружении армии Венесуэлы около 170 танков, 30 боевых самолетов и 70 боевых вертолетов. Страна имеет только один фрегат и одну подлодку.
Гренландия. Интерес Дональда Трампа к острову Гренландия сохраняется с 2019 года – со времен его первой президентской каденции. И если тогда глава Белого дома свел заявления о получении острова к шуткам, то в 2025-2026 годах претензии Трампа на Гренландию трансформировались в ряд сценариев по поводу ее вероятного захвата. Для установления контроля президент США не исключает применения вооруженных сил, на что резко отреагировали в Дании, от которой Гренландия получает дотации и официально является автономной территорией в составе Датского Королевства.
Военный потенциал Дании, входящей в НАТО, конечно, меньше потенциала США. Дания потратила на оборону за 2024 год 10 млрд долларов. Стоит отметить, что правительство Дании решило резко увеличить расходы на оборону острова в декабре 2024 года после очередных публичных претензий Трампа. Численность армии Дании – около 20 тысяч человек. Она имеет на вооружении более 40 танков, более 30 боевых самолетов и не менее 30 боевых вертолетов и 9 фрегатов.
Отметим, по данным СМИ, Британия ведет переговоры с европейскими союзниками по развертыванию военных сил НАТО в Гренландии, которые предохранят Арктику от возможной угрозы со стороны россии или Китая, о чем заявляет Трамп в своих претензиях на стратегический остров в Арктике.
Мексика. На прошлой неделе Трамп заявил, что Соединенные Штаты в скором времени могут приступить к наземным ударам против картелей в Мексике в рамках усиления борьбы с наркоторговлей в США. По его словам, в настоящее время картели «управляют Мексикой» и именно они виновны в ежегодных смертях в США на уровне от 250 тысяч до 300 тысяч человек из-за наркотиков.
Военный потенциал Мексики меньше, чем Ирана, однако больше, чем в Дании. Страна способна тратить на оборону не менее 10 млрд долларов в год, численность ее армии – около 400 тысяч человек. На вооружении Мексики более 30 боевых самолетов, более 150 вертолетов, но нет ни одного тяжелого танка. Также у мексиканских военных один фрегат и один корвет.
Напомним, ранее мы рассказывали, какой военный потенциал имеют страны Nordic-Baltic 8, которые в случае расширения границ агрессии рф могут быть первыми, кто будет отражать нападение на членов НАТО.
Также на наших инфографиках – сколько танков имеют страны Европы, Турция и россия, а также у каких стран на вооружении больше всего военных самолетов спецназначения.
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ
и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»