Масштабные протесты в Иране продолжаются уже 17-й день и набирают обороты. Несмотря на жесткое подавление акций и угрозы со стороны властей, тысячи митингующих не покидают улицы, призывая к свержению верховного лидера аятоллы Али Хаменеи. Кроме репрессий, власти Ирана отключили в стране интернет и связь. Правозащитники сообщают о более чем 600 погибших – митингующих и силовиках. Однако по данным СМИ, общее количество жертв приблизилось к 2 тысячам. В ЕС пригрозили Ирану ужесточением санкций за жестокое подавление протестов, а США не исключают вариант военного вмешательства. На инфографике – все, что известно об одних из самых больших антиправительственных протестов в Иране.
Протесты охватили Иран в конце прошлого года, первые митинги прошли 28 декабря. Они были спровоцированы катастрофическим падением курса риала (валюта Ирана и некоторых стран Ближнего Востока) из-за многолетних санкций против Ирана, гиперинфляции и обострения экономического кризиса, что повлекло за собой рост цен. В частности, в 2025 году один риал потерял -96% стоимости, в 2026-м – 0 €/$. Инфляция в предыдущие три года в Иране была следующей: 2023-й – 45,8%, 2024-й – 32,5%, 2025-й – 42,4%.
Первые торговые забастовки собрали сотни людей на базарах Тегерана, но быстро переросли в требования изменения режима и прекращения клерикального правления, охватив всю страну. За первые несколько дней протесты охватили 28 из 31 провинции и более 350 иранских городов.
Протестующие требуют не только экономических улучшений, но и политических свобод, свержения режима верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи и возвращения в страну Резы Пахлави (65-летний сын последнего шаха Ирана, который полстолетия прожил в США). Сам Пахлави в видеообращениях призывает иранских протестующих не останавливаться – брать под контроль центры городов, держать улицы и проводить забастовки.
Во время акций протестов молодежь Ирана штурмует полицейские участки, жжет портреты верховного лидера, автомобили и вступает в стычки с полицией. В то же время силовики применяют жесткие методы подавления, больше похожие на репрессии: стрельбу, спецсредства, массовые аресты. По состоянию на сегодняшний день известно о по меньшей мере 10,7 тысячи арестованных лиц. Также в ряде городов страны были организованы проправительственные митинги поддержки, которые транслировали провластные государственные телеканалы.
А с вечера 8 января в Иране ввели информационную блокаду, отключив интернет и телефонную связь.
Сам Аятолла Али Хаменеи назвал протестующих «вандалами» и «диверсантами» и обвинил США в подстрекательстве к беспорядкам. В своем заявлении 9 января он обвинил Дональда Трампа, что у него «кровь иранцев на своих руках» после ударов США по Ирану в июне 2025 года, и пригрозил, что «американского лидера свергнут». В свою очередь прокурор Тегерана Али Салехи назвал протестующих, вступающих в стычки с силовиками, «террористами», которым будут предъявлены обвинения в «могаребе» (moharebeh) – войне против Бога.
Иранская правозащитная организация HRANA сообщила, что ей известно о гибели 646 человек с начала протестов: 505 протестующих, 134 военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, 7 случайных гражданских. Еще более 570 сообщений о гибели изучаются правозащитными организациями. Тысячи человек получили ранения или травмы. Отметим, агентство Reuters со ссылкой на анонимного иранского чиновника сегодня сообщило, что во время антиправительственных протестов в Иране погибли около 2 тысяч человек.
Напомним, 2 января президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон вмешается в события в Иране, если там будут убивать протестующих. Сегодня, 13 января, Трамп в соцсети Truth Social сообщил, что отменил все встречи с чиновниками Ирана до «прекращения убийств протестующих».
Глава европейской дипломатии Кая Каллас пригрозила введением дополнительных санкций против Ирана из-за насильственного подавления протестов.
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»