В начале мая оккупационные власти Запорожской области объявили об «эвакуации» жителей 18 населенных пунктов. Запорожье называют одним из возможных направлений украинского контрнаступления, и вывоз населения может предшествовать «жесту доброй воли», как это раньше было в Харьковской и Херсонской областях. Впрочем, у оккупантов могут быть и другие мотивы. «Слово и дело» изучило, на каких оккупированных территориях Украины россияне объявляли «эвакуацию» и что происходило после этого.
За неделю до полномасштабного вторжения россии главы самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик объявили о массовой «эвакуации» мирного населения в россию якобы из-за угрозы нападения со стороны Украины.
Украинские спецслужбы назвали «эвакуацию» инструментом дестабилизации и шагом для эскалации конфликта. Собственно, это было одним из способов нагнетания ситуации перед полномасштабной войной: владимир путин начал свое вторжение, объяснив его необходимостью «защитить население Донбасса».
В сентябре в период контрнаступления Вооруженных сил Украины в Харьковской области оккупанты объявили «эвакуацию» из Изюма, Купянска и Великого Бурлука. Вывозить мирных жителей собирались в россию и на оккупированную территорию Луганской области.
Буквально через несколько дней эти города были освобождены от россиян – часть коллаборантов успели сбежать.
В середине октября, когда Сергей Суровикин уже говорил о «непростой ситуации под Херсоном» и о возможном «принятии непростых решений», оккупационные власти объявили массовую «эвакуацию» жителей с правобережной части Херсонской области – из-за «обстрелов гражданской инфраструктуры и опасности разрушения дамбы Каховской ГЭС».
28 октября оккупанты заявили, что вывоз населения завершен, а 11 ноября ВСУ зашли в Херсон.
В конце февраля коллаборанты начали выезжать из населенных пунктов Олешки и Скадовск Херсонской области, а оккупационные власти объявили об «эвакуации» для всех желающих.
5 мая представитель оккупационной власти Запорожской области Евгений Балицкий объявил об «эвакуации» жителей 18 населенных пунктов, расположенных у линии фронта: Тимошовки, Смирновки, Тарасовки, Орлянского, Молочанска, Куйбышевого, Пришиба, Токмака, Малой Белозерки, Васильевки, Великой Белозерки, Днепрорудного, Михайловки, Каменки-Днепровской, Энергодара, Пологи, Конских Раздоров, Розовки.
В украинской разведке говорят, что вывода российских войск ни из Запорожской, ни из Херсонской областей не фиксируют. «Эвакуация» нужна оккупантам по нескольким причинам, одна из них – вывоз коллаборантов и награбленных ценностей.
Кроме того, оккупанты могут вывозить мирных жителей с территорий, на которых ожидают боевые действия. «Они, во-первых, не хотят, чтобы население могло наблюдать за их подготовкой к боям – это определенные контрразведывательные меры. Это также и фильтрационные мероприятия, поскольку, прежде всего, происходит вывоз проукраинского населения. И в-третьих, россияне боятся проведения на этих территориях какого-нибудь партизанского движения и внутреннего сопротивления», – объяснил представитель ГУР Андрей Юсов.
Напомним, ранее мы писали, какие события и заявления свидетельствуют о неотвратимости контрнаступления Украины.
Из инфографики «Слово и дело» можно узнать, о «взятии» каких населенных пунктов россияне сообщали несколько раз.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»