Десятый, «юбилейный» пакет санкций Европейского Союза и США против россии будет введен в действие к годовщине агрессии российских террористов против Украины – к 24 февраля 2023 года. Украина и ряд союзных ей стран (Польша, страны Балтии) имели высокие ожидания касательно санкций, которые могут быть направлены против рф в годовщину масштабного вторжения.
«Слово и дело» собрало все, что известно о новом санкционном пакете против россии.
Санкционный молот: что есть в новом пакете
15 февраля Европейская комиссия официально объявила о десятом пакете санкций против россии. Новый пакет предусматривает ряд ограничений, которые должны быть введены против рф.
Какие ограничения будут предложены в пакете?
Первое. Расширение ограничений на экспорт в рф критических технологий и промышленных товаров. Речь идет о целом ряде направлений – электронике, специализированных транспортных средствах, деталях машин и двигателей, запчастях для грузовиков и реактивных двигателей, а также товарах для строительного сектора, которые могут применяться в двойных целях. Общая стоимость ограничений составляет более 11 млрд евро.
Второе. Максимальное ограничение экспорта товаров двойного назначения и самых передовых технологий – включая сюда 47 компонентов для российских систем вооружения, беспилотники, вертолеты и ракеты.
Третье. Впервые за все время вводятся санкции против структур из третьих стран, которые помогают россиянам обходить введенные ограничения. В частности, речь идет о семи компаниях из Ирана, которые уличены в поставках россии беспилотников и военных товаров.
«Стражи исламской революции предоставили россии беспилотники для атак на гражданскую инфраструктуру в Украине… Поэтому мы добавляем к нашему санкционному списку семь иранских организаций. Долг ЕС – наложить на них санкции и противостоять Ирану в поставках беспилотников и передаче технической информации для строительства производственных площадок в россии» – заявила глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.
Четвертое. Значительное расширение персональных санкций – под санкционный молот попадает более 100 российских пропагандистов, политических и военных руководителей.
Пятое. Активная борьба с попытками российских террористов обойти санкции. Например, российским олигархам будет запрещено продавать активы на территории США и ЕС, будет создана единая система учета всех замороженных в союзных странах активов Центробанка россии.
Выглядит новый санкционный пакет прилично, но вот страны, которые ожидали от Еврокомиссии более существенных санкций – например, Польша – уже заявили о своем разочаровании.
Чего нет в новом пакете
Разочарование Варшавы и Киева в общем-то легко понять – часть санкций, которые ожидались, либо вводиться не будут, либо этот вопрос вообще проигнорирован.
Например, похоже, что в новом пакете санкций не будет никаких мер против российского государственного гиганта, корпорации «Росатом», чего активно требовала Украина – поскольку она ранее уже ввела жесткие санкции против «Росатома». Почему «Росатом», который активно помогает рф обходить санкции, а также причастен к захвату российскими террористами Запорожской атомной электростанции, оказался вне вектора внимания Еврокомиссии – пока что неизвестно.
Кроме того, предполагалось, что будут введены санкции против российского Фонда национального благосостояния – основной путинской резервной кормушки. Но пока что об этом ничего не слышно.
Наконец, западные СМИ за несколько дней до оглашения о пакете санкций сообщали, что под удар Запада могут попасть сразу четыре крупных российских банка, среди которых такие гиганты, как частные Альфа-Банк, Тинькофф Банк и государственный Росбанк. Однако, как и в случае с санкциями против ФНБ рф, фон дер Ляйен при оглашении пакета ничего об этом не упомянула.
Аналогичный вопрос с российскими алмазами, тема пресечения торговли которыми периодически всплывает в мировых СМИ. Пресечь этот канал заработка денег российскими террористами нужно было уже «на вчера», но до сих пор в этом направлении нет особых подвижек.
Впрочем, к 24 февраля ситуация может измениться, так как пакет находится на стадии обсуждения. Поэтому полностью ясной ситуация станет только к моменту официального вступления санкций в силу.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»