Государственный долг Украины превысит 100% ВВП: что это значит

Читати українською
О том, почему государственный долг Украины будет больше, чем ее ВВП, чем это опасно и можно ли как-то побороть эту проблему – в материале Слово и дело
Иллюстративное фотоPexels

К началу 2023 года государственный долг Украины превысит валовой внутренний продукт (ВВП), т.е. стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг – он составит 106% от ВВП, то есть 6,4 трлн грн. При том, что к концу августа 2022 года госдолг составлял 3,6 трлн грн.

«Слово и дело» разбиралось, почему вырос государственный долг Украины, чем это может грозить стране и что с этим делать.

Почему государственный долг «рванул в космос»

Причина резкого роста государственного долга – война. Сейчас каждый месяц государство тратит до 250 млрд грн, более половины из которых уходят на оборону. До войны о таких затратах нельзя было и подумать. При этом собственных поступлений бюджету не хватает даже на покрытие военных расходов, не говоря о важных сферах – социальной, медицинской и других, базовых для населения.

Справка: по состоянию на 31 августа совокупный госдолг Украины составлял 3,58 трлн грн, из которых 37,2% приходилось на внутренний долг, 62,8% – на внешний. С 24 февраля 2022 года госдолг вырос более, чем на триллион гривен.

Так, в сентябре расходы бюджета почти в три раза превысили поступления - 233 млрд грн против 83 млрд грн. Поэтому недостающие деньги Украине предоставляют западные партнеры. И хотя часть денег дается в форме грантов, то есть безвозвратной помощи, основная сумма финансовых траншей для Украины приходит все-таки в форме кредитов. То есть, государственный долг растет и отдавать его будет нужно.

Судя по цифрам, указанным в проекте государственного бюджета на 2023 год, тенденция делать ставку в основном на западную помощь сохранится – страна слишком разорена войной, чтобы «выгрести» самостоятельно. А значит, не исключено, что государственный долг вырастет еще сильнее.

Государственный бюджет-2023: насколько реалистичен «бюджет воюющей страны»В проекте бюджета на 2023 год - немало рекордных показателей. Насколько реалистичны цифры, приведенные правительством - разбиралось Слово и дело

При этом делать какие-то точные прогнозы по отношению государственного долга к ВВП в 2023 году сложно, так как это зависит от множества факторов. Но к началу года правительство ожидает размера государственного долга в 106% от ВВП.

Экономический эксперт Андрей Блинов говорит, впрочем, что Украине не впервой иметь уровень государственного долга, превышающий ее ВВП.

«У нас уже были в истории такие коротенькие периоды. В основном, в моменты, когда резко падал ВВП государства, а национальная валюта так же резко девальвировалась, то есть во время экономических кризисов. Конечно, это всегда происходило в середине года, а не в конце, поэтому в этом плане – да, это рекорд. Но точечно эта величина не является проблемой» – отметил он.

Экономист и аналитик Борис Кушнирук подчеркивает, что государственный долг Украины превысил 100% ВВП не вследствие увеличения долгов государства, а из-за сильного падения уровня ВВП.

«Это такая вещь, с которой мы напрямую ничего сделать не сможем. Такое плохое соотношение будет оставаться еще долго. В этом году прогнозируется падение ВВП на 30%, а может быть и больше… А если НБУ вынужден будет обесценить наличную гривну, что соотношение госдолга к ВВП ухудшится еще больше, из-за курсового фактора» – объяснил он.

Кому должна Украина

Естественно, что Украина заимствует денежные средства не из одного источника. Есть довольно много кредиторов, которые предоставили Киеву финансовые средства. По данным Министерства финансов Украины, согласно размеру задолженности государственный долг распределяется следующим образом:

  • Внутренний долг по ОВГЗ: 1261,1 млрд грн;
  • Долг владельцам евробондов, выпущенных Украиной: 823,4 млрд грн;
  • Долг по кредитам от международных финансовых организаций: 428,5 млрд грн;
  • Гарантированный государством долг: 369,5 млрд грн;
  • Долг по кредитам от МВФ: 338,8 млрд грн;
  • Долг по кредитам от иностранных государств: 154,8 млрд грн;
  • Долг по кредитам от неправительственных коммерческих финансовых институций: 58,5 млрд грн.

Что интересно, Украина до сих пор должна чуть более 600 млн долларов США россии. Однако этот долг, похоже, вообще не обслуживается, а о его погашении не может быть и речи.

Что угрожает Украине из-за высокого внешнего долга

Считается, что государственный долг не несет вреда для экономики. Даже наоборот – появляется много инструментов, благодаря которым государство может привлекать инвесторов.

Однако это не касается момента, когда государственный долг достигает определенного порога. После преодоления такого порога у государства начинаются проблемы, так как все больше инструментов нужно отвлекать на обслуживание государственного долга. Для Украины, как развивающейся страны, такой порог установлен в 64% от ВВП – и выходит, что при достижении уровня в 106% он будет превышен более, чем в полтора раза.

Рада утвердила проект госбюджета-2023 в первом чтенииВ пятницу, 7 октября, Рада утвердила проект госбюджета-2023 в первом чтении. Об этом сообщил в Telegram народный депутат Ярослав Железняк.

Впрочем, есть государства, которые не только неплохо живут при государственном долге, превышающем ВВП, но и активно развиваются. Примером тому могут служить Япония с ее госдолгом в 250% от ВВП, или США, у которых государственный долг составляет более 150% от ВВП. Правда, эти страны имеют высокие кредитные рейтинги и без проблем привлекают желающих вложиться в их облигации.

А вот Украина из-за войны таких возможностей не имеет, так как инвесторы считают нашу страну слишком рискованной площадкой для вложения денег и готовы давать средства только под высокий процент.

Поэтому высокий уровень госдолга и сопутствующие ему риски могут превратить ситуацию в аналог финансовой пирамиды – чтобы перекрыть взятые под большие проценты кредиты, придется брать новые займы под еще более высокий процент.

Андрей Блинов отмечает, что дальнейший рост государственного долга демонстрирует, что это может стать проблемой. В отличие от экономических кризисов 2008 и 2014-2015 годов, когда долг рос, ВВП падал, но затем страна предпринимала усилия по снижению государственного долга, здесь о таком говорить не приходится – на будущий год закладываются огромные суммы внешнего финансирования.

«Идет дискуссия, что на следующий год нам будет нужно до 36 миллиардов долларов финансирования в эквиваленте для покрытия дефицита бюджета. Частью это будет внутренний долг, но по большей части – иностранные поступления. Власть говорила о пяти миллиардах долларов в месяц, в МВФ говорят про три миллиарда – это и есть те 36 млрд, три на двенадцать… Перспектива в том, что процент внешнего госдолга в 2023 году вырастет еще сильнее» – отметил он.

Что делать с долгом?

У Украины есть три выхода из сложившейся с государственным долгом ситуации:

  • объявить дефолт;
  • реструктуризовать долг;
  • затянуть пояс потуже и платить его as is – как есть, снижая долговую нагрузку на государство.

Андрей Блинов считает, что вопрос со снижением долговой нагрузки невозможно решить без отрыва от ситуации на фронте. Проще говоря, пока идет война, долги будут только расти.

«Ключевая реструктуризация долга была произведена, она отсрочила выплаты минимум на полтора года, а не отсрочила его. Ключевой вопрос – дискуссия по поводу того, как будут развиваться боевые действия в 2023 году. Ситуация с госдолгом – это производная от событий на фронте» – сказал он.

Государственный долг Украины: как он менялся с 2012 года и во время полномасштабной войныКак менялся размер государственного и гарантированного государством долга Украины – на инфографике.

По словам эксперта, сейчас среди экономических экспертов и специалистов уже сложился консенсус о том, что невозможно не допускать больших долгов, ведя боевые действия такой интенсивности. С другой стороны, всегда есть дискуссия по поводу размера соотношения «внешний долг – внутренний долг»; считается, что нельзя допускать слишком большой части внешнего долга в системе госдолга страны.

Парадокс Украины в том, что сейчас во время войны это аксиоматическое утверждение подвержено сомнению. Потому что сейчас бюджет поддерживается в основном иностранными заимствованиями. Чрезмерная поддержка бюджета Национальным банком, который эмитирует деньги, может обернуться инфляцией – если эмиссия, как в июне 2022 года, будет масштабной, это приведет к мощному инфляционному всплеску.

Впрочем, сейчас Украина берет деньги в основном либо в виде грантов, либо в виде «длинных кредитов» от международных организаций. Это очень льготные кредиты, которые сейчас, на текущий момент, не создают крупную нагрузку на государственный бюджет. Этот вопрос вернется только в 2024 году, но там, возможно, придется просто проводить еще одну реструктуризацию.

«Сейчас мы отметили большой рост государственного долга, но за счет того, что его финансируют в основном иностранные партнеры, тем более, что часть денег приходит, как гранты, то есть невозвратные средства, это не так страшно» – отметил он.

При этом Блинов считает, что сценарий объявления дефолта сильно ударит по Украине, не принеся ей никаких выгод. Объявить дефолт можно, отметил он, но получится сэкономить на этом несколько сот миллионов долларов. Тогда как ущерб от дефолта – финансовый, репутационный, кредитный – будет совершенно несопоставим с выгодой.

Борис Кушнирук напоминает, что Украина сейчас провела определенного рода реструктуризацию по ряду направлений государственного долга, значительно отсрочив их погашение. Это было сделано позже, чем нужно, хотя еще 24 февраля страна могла огласить состояние форс-мажора и получить абсолютное право до конца форс-мажорного состояния не платить вообще ничего.

Сейчас Украина вообще в основном получает грантовые деньги. А после войны можно будет поставить перед партнерами вопрос о полной реструктуризации долгового бремени страны, не списания, а именно реструктуризации.

«Сейчас практически не происходит роста части государственного долга в инвалютном его сегменте. Уже хорошо. Что делать дальше? Нужно будет после завершения войны поставить вопрос о полной реструктуризации долга на льготных условиях. Утверждения, что давайте будем просить списать нам часть долга – это фундаментально неправильно… Если государство должно быть таким ответственным, что всегда платит по долгам, это то самое правило, которое формирует серьезное отношение к государству и открывает ему совершенно другие возможности» – резюмировал эксперт.

Антон Корж, специально для «Слово и дело»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: