Роль МККК в российской захватнической войне: в чем претензии Украины и как избежать противоречий

Читати українською

Часть украинцев возмущена действиями Международного Комитета Красного Креста – призывает к его бойкоту, просит неравнодушных к украинцам благотворителей избирать другие организации для пожертвований, обвиняет швейцарцев в коллаборации с агрессором и подписывает петиции к руководству МККК. В то же время, Общество Красного Креста Украины уверяет, что делает все для спасения украинцев. Что происходит, почему возникло категорическое непонимание и как можно урегулировать ситуацию – в материале «Слово и дело».

Что произошло?

23 марта президент Международного Комитета Красного Креста Петер Маурер приехал в российскую столицу и встретился там с главой МИД страны-агрессора Сергеем Лавровым. Медиа сообщили, что Маурер и Лавров обсудили открытие офиса в Ростове-на-Дону, российском городе, расположенном близко к украинско-российской границе.

На следующий день в национальной организации Красный Крест Украины заявили, что не имеют никакого отношения к официальному визиту МККК в российскую федерацию, а также открытию офисов или гуманитарных пунктов в Ростове-на-Дону.

«МККК имеет международный мандат – выступает в роли нейтрального и беспристрастного посредника между всеми сторонами вооруженного конфликта для решения гуманитарных проблем», – пояснили представители украинского офиса и добавили, что с начала войны Красный Крест Украины оказал помощь более 300 000 человек. В частности, сопровождали в эвакуации более 58 тысяч из них.

Позже нардеп от монобольшинства Дмитрий Гурин сделал громкое заявление: «Международный Комитет Красного Креста на территории Украины – коллаборанты». По словам депутата, организация тратит собранные средства на себя, а не на уставные задачи.

«Они сделали около нуля для открытия гуманитарных коридоров. Сейчас они открывают центр поддержки депортации в Ростове-на-Дону», – возмутился Гурин.

Нардеп также убежден, что президент Красного Креста Петер Маурер должен уйти в отставку.

Позже по поводу ситуации высказалась вице-премьер-министр, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Ирина Верещук. По ее убеждению, россия использовала МККК в собственных целях, а сама организация, по словам Верещук, «не влияет на ситуацию».

«Петер Маурер, который был в Москве, накануне был и в Киеве, встречался с премьер-министром, со мной, с другими министрами. И мы донесли ему свою позицию и видение, как сделать так, чтобы гуманитарные коридоры заработали. Вместо этого он поехал в Москву, и результат вы видите. Будут открывать представительство. Это, кстати, не факт. Россия просто подумает, нужно им или нет это представительство. И выглядит, мягко говоря, Международный Красный Крест нехорошо в глазах международного сообщества», – сказала Верещук во время всеукраинского телемарафона.

Накануне Ирина Верещук сообщила об обращении в МККК, в котором Украина решительно осуждает принудительную депортацию мирного населения россией, выражает свою обеспокоенность намерением Красного Креста открыть офис в Ростове-на-Дону – именно для работы с принудительно депортированными в рф украинцами.

Украинское правительство апеллирует к тому, что Россия нарушает Четвертую Женевскую конвенцию, запрещающую вывоз или осуществление индивидуальных или массовых принудительных перемещений лиц, находящихся под защитой, с оккупированной территории на территорию государства-оккупанта или любой другой страны, независимо от мотивов этой эвакуации.

То есть, украинские власти видят проблему не во встрече Маурера с Лавровым как таковой, а в том, что МККК закрывает глаза на похищения людей, совершаемые российской федерацией, и может своими действиями легитимизировать преступление.

Почему Международный Комитет Красного Креста не поддерживает Украину в полной мере?

Международный Комитет Красного Креста – гуманитарная организация, основанная в швейцарской Женеве, которая является частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца.

Эта организация действует отдельно от национальных обществ, которых около 200 во всем мире, в том числе и Общество Красного Креста Украины (вот почему там смело отмежевались от действий президента МККК Маурера).

С самого начала МККК создавался как независимая организация, имеющая особый статус, и не имеющая мандата становиться на сторону какой-либо из противоборствующих сторон, работая исключительно ради сохранения жизней, безотносительно к тому, выступают они на стороне жертвы или агрессора. Другими словами, Международный Комитет Красного Креста выполняет, так сказать, посреднические функции между воюющими сторонами, но не берет на себя задачу кого-либо примирить или обвинить.

В уставе МККК, размещенном в том числе на сайте Верховной Рады Украины, прописаны, в частности, принципы гуманности и незаангажированности.

Среди членов комитета могут быть только граждане нейтральной Швейцарии – от 15 до 25 человек.

В уставе также говорится, что деньги МККК используются исключительно в гуманитарных целях, а его члены не могут посягать никоим образом на эти средства, даже в случае роспуска.

Может ли Украина жаловаться на Международный Комитет Красного Креста, судиться с организацией или влиять на состав ее руководства?

Взаимодействие Украины и Комитета закреплено договором между правительством Украины и МККК, который был подписан в 1995 году и вступил в силу в 2004 (как сказано в самом документе, после принятия всех документов, которые считают нужным принять украинские власти).

В этом договоре изначально предусмотрены споры между национальным правительством Украины и МККК.

Согласно документу, подписанному представителями и международной организации, и украинского правительства, они делают все возможное, чтобы урегулировать споры «справедливо и в духе доброй воли». Именно таким шагом к урегулированию можно считать обращение украинской власти к МККК, в котором Украина решительно осуждает принудительную депортацию мирного населения россией, и выражает свою обеспокоенность намерением Красного Креста открыть офис в Ростове-на-Дону.

Если конфликт достигнет такого масштаба, что разрешить его «в духе доброй воли» не удастся, то должен вмешаться арбитражный суд, который не функционирует постоянно, а создается при необходимости.

Такой суд, согласно заключенному договору, должен состоять из 3 судей: одного – от МККК, одного – от украинского правительства, и одного – от обеих сторон, а в случае невозможности прийти к согласию, третьего судью избирает президент Международного суда.

Между тем, соглашение между правительством и Международным Комитетом Красного Креста также может быть денонсировано в одностороннем порядке. Правда, предупреждать об этом стороны должны за 6 месяцев.

Другие формы и методы воздействия на организацию в договоре не предусмотрены.

Поэтому тем, кто не согласен с деятельностью МХЧП, ее ролью в войне россии против Украины, и считает, что Красный Крест должен осуждать действия россии, остается разве что призывать тех, кто хочет помочь Украине, делать взносы в другие организации: в частности, на единый счет поддержки ВСУ, созданный Нацбанком, или на счета благотворительных фондов.

Напомним, Украина просит МККК помочь вывезти тысячи тел оккупантов в РФ.

Катерина Питенина, «Слово и дело»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: