Разговор между Владимиром Путиным и Джо Байденом призван был снизить напряжение на восточной границе и риск полномасштабного вторжения России в Украину. Учитывая заявления участников переговоров, шанс на такое развитие событий есть. В то же время многое осталось между строк.
Что хотел сказать Байден и что услышал Путин
Разговор длился почти два часа, но учитывая перевод, реальное время переговоров могло быть вдвое меньше. Белый дом почти сразу после завершения видеоконференции опубликовал пресс-релиз о ней, и по сравнению с версией Кремля он менее обширен.
Американская сторона заверила Путина в непреклонной поддержке Украины и выразила «глубокое беспокойство» по поводу эскалации, и отметила, что США и союзники отреагируют на военное вторжение.
В то же время версия разговора у Кремля более обширная и существенно отличается: отрицание стягивания войск, внутренний украинский конфликт и т.д. Но интересно также, что Москва подтвердила заинтересованность в получении юридических гарантий нерасширения НАТО на восток. В то же время позиция США заключается в другом – любое государство свободно выбирать свой курс внешней политики.
Вполне ожидаемо накануне встречи американские СМИ со ссылкой на источники в администрации писали о весомых ограничительных мерах по отношению к России, в том числе и отключении от платежной системы SWIFT. Однако на сегодняшний день администрация Белого дома не объяснила, какие конкретно могут быть санкции. По словам советника президента по нацбезопасности Джейка Салливана, Байден посмотрел в глаза Путину и сказал, что США готовы ввести серьезные санкции, чего они не сделали в 2014 году.
Кстати, выразительными были фото, сделанные во время разговора. На них Байден сидит в центре стола в окружении советников и госсекретаря Блинкена, а Путина изображали наедине и с другого ракурса.
Джо Байден обещал поговорить с Владимиром Зеленским сразу после встречи, но, по всей видимости, в графике президента США что-то пошло не так. В то же время он проинформировал лидеров Франции, Германии и Италии о своем разговоре с главой Кремля. На брифинге Салливана стало ясно, что с Зеленским Байден поговорит только в четверг. Тогда, очевидно, следует ожидать больше деталей от украинской стороны.
В общем, Байден в привычной уже себе манере собирает мнения лидеров других государств и координирует действия с союзниками. Хотя разговор с украинским лидером в четверг вызывает вопросы.
Переговоры Байдена и Путина: что осталось между строк
Вряд ли следовало ожидать мгновенной передислокации российских войск после разговора. Например, Gurdian отмечает, что стороны не слишком продвинулись в разрешении кризиса. Байден, как и обещал, пригрозил серьезными санкциями, но, конечно, формально оснований для их введения сейчас нет. Стороны договорились продолжить диалог на уровне администраций – де-факто, возможно, это и означает коммуникацию относительно деэскалации.
Что касается платежной системы SWIFT, то на самом деле отключение – это очень долгий процесс, учитывая опыт с Ираном. Тогда на все подготовительные мероприятия ушло больше шести лет. Поэтому с точки зрения краткосрочной перспективы гораздо легче угрожать все же санкциями против газопровода «Северный поток-2». Одновременно с разговором двух лидеров заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд на слушаниях сенатского комитета предположила, что в случае эскалации «Северный поток-2» не будет запущен.
В целом разговор должен все же способствовать деэскалации, хотя бы в краткосрочной перспективе. Но так называемый коллективный Запад, в частности США как лидер, должны быть готовы к худшему сценарию. Поэтому вряд ли можно прятать санкции в долгий ящик.
Владислав Фарапонов, политолог-американист, аналитик «Интерньюз-Украина»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»