Новый закон о лоббизме: что изменится и кто должен отчитываться в Реестре прозрачности

Читати українською

В Украине с 1 сентября 2025 года должен заработать Реестр прозрачности согласно новому закону о лоббизме (№3606-IX). Реестр потребует от лоббистов вносить сведения о себе (как юридических, так и физических лиц), клиентах и бенефициарах, сферах и объектах лоббирования, отчетах о расходах на лоббистскую деятельность и контактах с представителями власти. Аналитики «Слово и дело» решили подробно разобраться, что изменится со вступлением в силу закона «О лоббизме» и изложили основную его суть на инфографике.

Верховная рада приняла закон «О лоббизме» 23 февраля 2024 года. Его принятие было одним из дополнительных требований Еврокомиссии по открытию переговоров о вступлении Украины в ЕС. Президент Владимир Зеленский подписал закон 12 марта 2024 года. В документе сказано, что основные положения закона вступят в силу не позднее 1 сентября 2025 года.

Закон о лоббизме определяет:

  • правовые рамки лоббистской деятельности в Украине;
  • права и обязанности субъектов;
  • предусматривает создание при НАПК Реестра прозрачности;
  • отчетность тех, кто определен как субъектов лоббирования;
  • контроль соблюдения ими правил лоббирования.

Таким образом, согласно документу, с 1 сентября 2025 года Национальное агентство по предотвращению коррупции будет вести Реестр прозрачности о субъектах лоббирования и их отчетности. Также НАПК будет осуществлять мониторинг соблюдения требований законодательства по вопросам лоббирования.

Субъектом лоббирования официально может быть:

  • физическое лицо, имеющее полную гражданскую дееспособность;
  • юридическое лицо частного права, зарегистрированное по законодательству Украины;
  • иностранное юридическое лицо, имеющее на территории Украины свое представительство в соответствии с Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности».

Субъекты лоббирования будут осуществлять лоббирование в коммерческих интересах бенефициара:

  • на основе договора с достоверной информацией о согласии бенефициара;
  • за вознаграждение и возмещение.

Субъекты лоббирования будут представлять в Реестр отчет за каждое полугодие:

  • за первое полугодие – до 31 июля отчетного года;
  • второе полугодие – до 31 января года, следующего за отчетным.

В отчете, согласно закону, среди всего прочего должны быть сведения о:

  • дате заключения, сроке действия и стоимости каждого договора;
  • сумме средств, полученной по каждому договору;
  • сумме средств, израсходованной по каждой сфере лоббирования.

Можно подытожить, что в прошлом лоббирование оставалось в тени, создавая почву для коррупционных рисков. Сегодня этот процесс легализован, что стало важным шагом на пути к прозрачной политике. Благодаря введению обязанности для лоббистов регистрировать свою деятельность и отчитываться о контактах с государственными служащими и политиками появляется возможность эффективно контролировать влияние лоббистов на принятие решений.

Напомним, ранее «Слово и дело» изучало, кто из фигурантов дел НАБУ и САП голосовал за сокращение полномочий антикоррупционных органов и в чем конкретно их обвиняли. Также мы рассказывали, в чем суть президентского законопроекта о возвращении полномочий НАБУ и САП, который Верховная рада приняла 31 июля этого года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: