Платная парковка в Киеве: как работает система и как ее оценивают эксперты

Читати українською

Слово и дело предлагает посмотреть, как работает платная парковка в Киеве, какие есть тарифы и штрафы, а также как систему парковки оценивают эксперты.
Слово и дело

Платные парковки появились в центре Киева, чтобы разгрузить крупные транспортные артерии. Мол, киевляне или пересядут на общественный транспорт и уменьшат поток машин, или будут платить за стоянку, пополняя тем самым местный бюджет. «Слово и дело» пообщалось с экспертами и выяснило, будет ли подобное нововведение действительно полезным для Киева, а также какие нюансы не учтены в плане.

Где появились платные парковки

Тарифы на услуги по парковке транспортных средств начали действовать с июля 2021 года.

Сейчас Киев поделен на три территориальные зоны по паркоместам и их стоимости.

Первая зона расположена в центральной части столицы. Стоимость парковки там составляет 35 грн/час.

Парковка во второй зоне стоит 25 грн/час. Она расположена возле определенных торговых центров, в частности, в Оболонском районе, в привокзальной зоне, в Голосеевском районе – так называемая территория перед центром.

Остальная территория относится к третьей зоне, где стоимость парковки составляет 5 грн/час (еще с 2011 года).

Платная парковка действует с 8.00 до 22.00. В выходные и праздничные дни поставить машину можно бесплатно.

Также есть возможность приобрести абонемент на парковку (на месяц или день). Например, парковка в первой и второй зоне в день стоит 350 грн, в месяц – 5 145 грн.

Если покупать месячный абонемент, фактическая цена за будний день составляет 224 грн.

Карту парковочных мест, информацию о стоянке, количество свободных и льготных мест, стоимость можно посмотреть на карте в приложении «Киев Цифровой».

Посмотреть список улиц, на которых есть платные парковки, можно здесь.

Также в третьей зоне есть специальные перехватывающие парковки. Они работают таким образом, чтобы владельцы авто могли добраться до метро или остановки общественного транспорта, оставить там транспортное средство и пересесть на автобус/метро/троллейбус.

Тариф на таких площадках составляет от 5 грн в час. Также действует специальный абонемент. Так, за сутки нужно заплатить 22 грн.

Все эти парковки предоставляет коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис».

Штраф за неоплаченную парковку составляет 100, 500 и 700 грн в зависимости от зоны.

Купить талоны и абонементы можно через сайт, в киосках «Союзпечать» или через приложение «Киев Цифровой».

Что о платных парковках говорят местные власти

В тех жилых домах, чья придомовая территория принадлежит городу, также сделали платную парковку.

Начальник Инспекции по парковке КГГА Дмитрий Рахматуллин отмечал, что в большинстве дворов в центре города авто оставляют не только жители домов, но и работники офисов.

«Привычка везде парковаться бесплатно осталась, хотя все мы знаем, что ничего бесплатного не существует, и каждый квадратный метр столичной земли стоит бешеных денег. Тем более, что сегодня в большинстве таких дворов, особенно в центральной части города паркуются не только жители, но и работники соседних офисов», – говорит Рахматуллин.

Председатель Совета по урбанистике Виталий Селик в одном из интервью рассказал, что власти обосновали такое решение нехваткой мест для парковки, а также тем, что скорые и пожарные не могут проехать через припаркованные кварталы.

Кабмин внес изменения в ПДД: появятся новые знаки и разметкаСегодня правительство одобрило проект изменений в Правила дорожного движения, подготовленный Мининфраструктуры.

Он отметил, что оплата придомовой территории не дает жителям права на бесплатную парковку.

«Те паркоместа, которые есть в старых кварталах города, я напомню, были рассчитаны для так называемой гостевой парковки. То есть рассчитаны на то, что жители домов подъедут, припаркуют свой автомобиль, выгрузят мебель и поедут дальше. Или к жителям дома приедут гости и припаркуются. Тогда был расчет на то, что все водители города будут иметь или личный гараж, или частное купленное паркоместо», – отмечает Селик.

По словам заместителя председателя КГГА Константина Усова, средства, полученные от платных парковок, пойдут на развитие общественного транспорта, совершенствование схем дорожного движения и повышение безопасности киевлян на улицах города.

«Мы настроены освободить улицы нашего города от нелегальных парковщиков. И сделаем это через механизм полной цифровизации услуги. Только официально, только через приложение, никаких наличных из рук в руки», – заявил он.

Заместитель начальника инспекции по парковке КГГА Алина Ярош объясняла, что столичные власти считают неуместным отменять платную парковку в третьей зоне (зоне преимущественно спальных районов).

«Официальные паркоместа не делали на придомовых территориях. Человек как оставлял, так и дальше может оставлять там свой автомобиль. Но теперь платные парковки будут вдоль дорог, где есть такая возможность», – отметила она.

В то же время, в середине сентября в «Киевтранспарксервисе» отметили, что город пока не планирует получать средства за парковку во дворах домов от жителей. Платить за парковку нужно только в тех местах, где установлены соответствующие знаки.

Как эксперты оценивают идею платных парковочных мест

Эксперт по вопросам транспорта Александр Кава считает, что если местные власти захотят сделать из парковок бизнес, из «этого точно ничего не получится, ведь, прежде всего, платная парковка много клиентов не соберет».

«К сожалению, многие чиновники думают, что парковка – это бизнес. Но это не так. Парковка – это часть городской инфраструктуры, и окупаться она, конечно, никогда не будет», – отметил он в комментарии «Слово и дело».

Кава подчеркнул, что платные и перехватывающие парковки должны работать в связке с общественным транспортом, работа которого четко отлажена.

«Перехватывающие парковки должны разрешить перетаскивать автомобили, которые сейчас паркуются на улицах и обеспечить удобную пересадку граждан на общественный транспорт. Транспорт должен нормально выдерживать нагрузки, если он хорошо работает – ездит быстро и с небольшими интервалами», – отметил эксперт.

В качестве примера он привел систему парковок, которая действует в Европе. Там, по его словам, перехватывающие парковки являются просто частью коммунальной инфраструктуры, а не бизнесом.

«В Европе, как правило, если человек покупает проездной на общественный транспорт, то парковка на перехватывающих стоянках бесплатная – при предъявлении проездного», – рассказал Александр Кава.

По его мнению, подобную систему следовало бы попытаться внедрить и в Украине.

Эксперт в области градостроительства Виктор Глеба довольно скептически относится к платным парковкам.

В комментарии «Слово и дело» он отметил, что платные площадки «помогут разгрузить не транспортные артерии, а карманы налогоплательщиков, которые паркуются на коммунальной территории».

По его мнению, понятие «загруженного центра» довольно абстрактное, потому что нет критерия для определения.

«Проблема не в машинах, а в низкой плотности дорог на квадратный километр территории. У нас в три раза меньше дорог на гектар, чем в Москве и в пять раз меньше, чем в Лондоне и Париже. У нас нет паркингов – сплошные торговые центры и жилые комплексы без паркомест», – рассказал Глеба.

Напомним, в Украине с 28 сентября заработали еще 20 камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения в четырех областях страны – Запорожской, Львовской, Закарпатской и Одесской областях.

Также мы писали, какие изменения Кабмин внес в Правила дорожного движения.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: