Плюс-минус миллион. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Просто удивительно порой, как нормы, предназначенные для того, чтобы предотвращать беспредел и безобразия, служат мощной базой для расцвета будто бы устраняемого свинства.

Старая тема, вокруг которой было сломано столько копий, лишение депутатских полномочий. Худо-бедно, какой-то механизм предусмотрели, приняли. Главной инстанцией, которая нынче дает добро на лишение мандата, является сама Верховная рада, то есть те самые депутаты, которые под этой нормой ходят. Никаких автоматических механизмов, только путем голосования. Одно из дурацких побочных последствий: Рада не захочет, депутат не вскочит, то есть не сможет отказаться от полномочий.

Показательная история произошла со Святославом Вакарчуком, который вдруг понял, что собственный голос ему дороже «Голоса», и попросился на волю. Не тут-то было. За снятие полномочий с народного депутата Вакарчука проголосовало только 175 коллег. Певцу пришлось пойти обходным путем: писать заявление о выходе из фракции, а уже партия на съезде приняла решение о лишении полномочий депутата, который избирался по списку, а потом оторвался от материнской структуры. И только после этого несостоявшийся политический лидер избавился от постылого мандата.

Так складываются корпоративно-мафиозные структуры: дорогой вход, а выход из «братства» намного дороже, если вообще имеется.

Новый закон, предназначенный для того, чтобы возобновить уголовную ответственность за недостоверное декларирование, из той же оперы. Он лишь закрепляет сословную обособленность группы товарищей, которые другим совсем не товарищи уже в силу необходимости обязательного декларирования. Порог, с которого действуют санкции за вранье в декларации, установлен в 500 прожиточных минимумов: риск ответственности теоретически имеется лишь при умышленном укрытии доходов или имущества на 1,3 миллиона и выше. Миллион – это какая-то заоблачная цифра для подавляющего большинства граждан, но в известных кругах просто не представляют, как выглядят меньшие суммы и какой в них вообще смысл. Из этого и исходили при принятии закона.

Отдельный момент – пресловутая умышленность. Доказать ее совершенно гиблое дело, потому что человек слаб, забывчив, и просто вдруг что-то отвлекло внимание. А у государственных людей вон сколько забот, понятно, что внимание все время отвлечено. В результате грозная мера по предупреждению незаконного обогащения превратилась в обыкновенную отписку, чтобы посторонние граждане не морочили голову.

Нужно расстаться с наивной идеей, будто кто-то из «слуг народа», в самом широком смысле, не в партийном, намерен «вернуть страну народу». Ну что народ будет с ней делать? А они знают что. Ох, что они с ней будут делать!.. Впрочем, и делают, но как-то с обидой на отсутствие понимания и благодарности у собственного народа, мелочного и завистливого.

Леонид Щвец, специально для «Слово и дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: