Османский реванш: как Турция могла бы помочь Украине вернуть Крым

Читати українською
Денис Поповичжурналист

Главнокомандующий ВСУ Руслан Хомчак во время учений на полигоне «Широкий лан» сообщил, что в 2021 году Украина получит 5 новых турецких беспилотных комплексов Bayraktar. Ранее гендиректор компании «Укрспецэкспорт» заявил, что Украина намерена приобрести у Турции еще 48 беспилотников Bayraktar. Закупка этих систем заставляет снова вспомнить об азербайджанском опыте – ведь именно турецкие «Знаменосцы» во многом помогли азербайджанской армии добиться успеха в недавней войне за Нагорный Карабах. Не означает ли приобретение Украиной турецких БПЛА, что Анкара готова помочь решить наши территориальные проблемы. И, если да, то как это может случиться.

Предположения, что «Байрактары» могут появиться в небе над Донбассом, пока высказываются на уровне российских журналистов и блогеров, которых впечатлил азербайджанский опыт. Активное участие Турции в «украинском кейсе» пока может представлять собой рассуждения из серии, «а что, если». Но если Турция, вдруг, действительно захочет нам помочь, то, скорее всего, интересовать ее будет не Донбасс, а Крым. Попробуем расписать, при каких условиях это могло бы произойти.

Турецкий интерес может объясняться двумя причинами. Во-первых, попыткой реванша за потерю контроля над Крымом в XVIII веке. А во-вторых – и это самая главная причина – кто владеет Крымом, тот контролирует Черное море. Нужен ли Турции, которая активно борется за роль регионального лидера, контроль над Черным морем? Вопрос риторический! И здесь же надо вспомнить о том, что главный соперник Анкары в борьбе за региональное лидерство – это как раз Москва. Именно Россия сейчас, де-факто, контролирует полуостров, наращивая там военную группировку.

При этом надо понимать, что Украина (как и Азербайджан в случае с Нагорным Карабахом) будет выступать в этом конфликте прокси-силой. Турция утвердит свой контроль над регионом руками украинских солдат, которые должны будут выполнить наиболее тяжелую работу, собственно говоря, освободить Крым.

Помощь Турции, при этом может заключаться в военном планировании. Кроме того, нас снабдят современным оружием (скорее всего, за наши же деньги), обеспечат военными специалистами, а также политическим прикрытием, которое должно помешать России, нанести ответный удар. Ведь в Москве могут расценить – и, безусловно, расценят – такую операцию как вторжение на свою территорию, а поэтому исключить возможность ответных действий со стороны РФ – важнейшее условие успеха. Да и в случае поражения также нужно перестраховаться.

За такую помощь Украина должна будет заплатить. Важнейший взнос – это условия возвращения самого Крыма под контроль Киева. Очевидно, Украине без каких-либо встречных требований придется передать Турции севастопольскую военно-морскую базу для того, чтобы там базировался турецкий флот – ведь именно контроль над Черным морем является главным интересом Анкары. Условия базирования размещения кораблей ВМС в Крыму, по-видимому, будут оговариваться дополнительно.

Другими словами, может сложиться ситуация, при которой вместо российского Черноморского флота, в Крыму будут базироваться турецкие корабли, причем бессрочно и совершенно бесплатно (РФ до 2014 года все же платила за использование крымской базы). Хорошо это или плохо – разговор отдельный.

Второй темой для обсуждения могут стать условия использования газовых месторождений в Черном море, которые также наверняка заинтересуют Турцию. Кроме того, Украина очевидно предоставит конкретный статус крымскотатарскому населению на освобожденном полуострове, причем именно такой, который будет удобен самим крымским татарам (хотя этот пункт вряд ли можно назвать «платой»).

Но за гипотетическое освобождение Крыма наша страна, безусловно, заплатит жизнями своих солдат, а также, скорее всего, будет лишена поддержки западных партнеров, которым явно не понравится такое усиление Турции.

Но и призы совершенно очевидны. Во-первых, военная победа над главным соперником и возвращение потерянной территории. Это гарантирует огромные политические дивиденды тому президенту Украины, при котором это случится.

Во-вторых, автоматически исчезают проблемы, связанные с судоходством через Керченский пролив и российской блокадой портов на Азовском море.

И, наконец, в третьих, возвращение Крыма может оказаться ключом к совершенно бескровной деоккупации Донбасса. Сейчас это кажется неочевидным, но если лидеры «ДНР» и «ЛНР» увидят, что Россия сдала Крым, то прекрасно поймут, что за них уж точно воевать никто не будет. Утратив поддержу Москвы, марионеточные «республики» распадутся сами собой, а нынешние ОРДЛО станут упавшим плодом, который останется только подобрать с земли.

Возможен ли такой сценарий? Теоретически – да, но не в нынешней политической реальности. Сейчас любая попытка начать военную операцию по возвращению Крыма (да и Донбасса) чревата очень жесткой реакцией со стороны РФ. Поэтому еще раз повторимся, главным условием для успеха является не только насыщение украинской армии современным оружием, но также исключение из игры самой России, чтобы снизить шансы военного поражения. Для того, чтобы реализовать такой проект, необходимо соблюдение целого ряда условий. Одним из них является паралич центральной власти в Москве, революция, смещение Владимира Путина. То есть, по сути, повторение киевских событий 2014 года.

Пока звезды не сложились. Но кто знает, что произойдет в будущем.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: