Ликвидация аварии танкера «Delfi»: от затопления до поднятия судна

Читати українською

Когда в Одессе наладится погода танкер «Delfi», затонувший в конце прошлого года, должны наконец доставить в порт. Об этом в интервью «Слово и дело» рассказал министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий. Мы отследили длительную историю ликвидации аварии и поднятия судна, загрязнявшего море нефтепродуктами у одесского пляжа «Дельфин».

22 декабря 2019 года из-за сильного шторма неподалеку Одессы сорвало с якоря и унесло в море небольшой танкер «Delfi» под флагом Молдовы. Судно село на мель и рухнуло на бок примерно в километре от одесского пляжа «Дельфин».

Спасательной операции препятствовала стихия (скорость ветра достигала 20-25 м/с при высоте волны 2,3 метра Тем не менее, спасатели сняли с судна двух членов экипажа и капитана, несмотря на то что судовладелец запретил команде оставлять борт судна и подавать сигнал SOS.

Между тем с танкера начали вытекать нефтепродукты. Отобранные на месте пробы морской воды показали превышение концентрации нефтепродуктов в 53 раза.

Судно оказалось «серым» без надлежащего оформления. Водоизмещение танкера «Delfi» составляет около 1600 тонн (длина – 60 метров, ширина – 10). Танкер спущен на воду в 1974 году в Болгарии. К 2010 году он ходил под флагом Украины с портом приписки Одесса. Сейчас владельцем судна является компания Atenia Holding Ltd, а порт приписки – Джурджулешты.

Выяснилось, что капитана судна уже привлекали в 2017 году к уголовной ответственности по факту загрязнения моря. Все эвакуированные члены экипажа оказались украинцами.

Экологи сообщили, что штормовые волны на море разносят и снижают концентрацию нефтепродуктов вокруг полузатопленного танкера. Если раньше их содержание в морской воде превышало предельно допустимую норму как минимум в 157 раз, то по состоянию на 25 ноября – в 19 раз.

25 ноября полиция открыла уголовное производство по факту аварии по ч. 1 ст. 276 Уголовного кодекса Украины (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, водного или воздушного транспорта). Санкция статьи предусматривает наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет или ограничение свободы на срок до трех лет.

22 января 2020 года во время заседания рабочей группы по ликвидации последствий аварии владельцу судна дали недельный срок для начала работ по эвакуации судна с мели. В ином случае танкер должны убрать силами государственных структур.

«Как только получим предписание от Госэкоинспекции об угрозе судна окружающей среде или жизни и здоровью людей, сможем приступить к ликвидации последствий аварии. Основанием для начала работ могут быть также соответствующее решение суда или отказ собственника от танкера», – сказал руководитель Одесского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» Руслан Сахаутдинов.

Работы по распиловке судна на металлолом и буксировке стоили бы почти 25 млн грн. Рассматривался и другой вариант: заделать пробоину на борту танкера, поднять судно на ровный киль, откачать воду, отбуксировать в порт для ремонта. Стоимость работ – такая же. Однако при выборе второго варианта работы можно было бы выполнить вдвое быстрее – за 50 дней.

В свою очередь в Одесском порту заявили, что экологичнее будет отбуксировать танкер, на что уйдет 45 дней, а разрезание судна на части займет 120 дней.

К решению проблемы привлекли соответствующий научно-исследовательский институт, который занялся разработкой плана действий по снятию судна с мели.

17 января власти Одессы решила огородить танкер буйками и установить круглосуточную охрану на пляже, поскольку уже не ожидали, что «Delfi» уберут до начала курортного сезона. Директор департамента муниципальной безопасности Виктор Кузнецов отметил, что ежемесячная оплата работы охранников, спасателей и закупка топлива обходиться бюджета города почти в 100 тыс. грн.

21 мая во время регулярного визуального мониторинга акватории экологи обнаружили пятно нефтепродуктов рядом с затонувшим танкером. Загрязнение удалось ликвидировать.

Судовладелец не сможет убрать затонувший танкер из акватории до 25 июня. Об этом председатель Одесской ОГА Максим Куцый проинформировал министра инфраструктуры Владислава Криклия, и предложил, чтобы город наконец собственными силами устранил проблему.

21 июня экологи установили, что загрязнение воды нефтепродуктами возле танкера превышает норму в 16 раз.

4 июля на место аварии прибыл президент Владимир Зеленский и призвал судовладельца убрать танкер до 20 июля. В противном случае за дело возьмутся правоохранители.

Госэкоинспекция предварительно оценила ущерб от аварии в 15,2 тыс. долларов (410 тыс. грн).

16 июля из-за сильного ветра произошла новая утечка нефтепродуктов из аварийного танкера.

18 июля начались работы по поднятию танкера «Delfi». Две попытки специалистов компании Smart Marine Concept снять с мели и поставить на киль аварийный танкер у побережья Одессы оказались безуспешными – оборвался трос одного из двух буксиров при попытке поднять судно.

На следующий день водолазы попытались облегчить затопленный «Delfi» – откатывали кормовой отсек и носовой трюм, доставали лопнувший понтон и меняли его. Затем должны были определиться, когда предпринять следующую попытку поднять затонувшее судно.

После этого премьер-министр Денис Шмыгаль поручил министру инфраструктуры Владиславу Криклию взять под личный контроль ситуацию с танкером.

На это Криклий заметил, что судовладелец делал попытки поднять судно и если следующая попытка будет неудачной, он откажется от прав на судно. Министр отметил, что в таком случае решение проблемы будет координировать АМПУ.

Отметим, что руководитель Одесской ОГА Максим Куцый обратился в Кабмин с просьбой признать ситуацию вокруг танкера «Delfi» чрезвычайной. Он предложил правительству предоставить полномочия АМПУ принудительно убрать танкер по упрощенной процедуре.

Между тем произошла новая утечка нефтепродуктов из аварийного танкера. Мэр Одессы Геннадий Труханов заявил: «Наша позиция неизменна – мы не позволим распылять танкер».

24 июля очередная попытка поднять судно потерпела неудачу.

«Сегодня госинспекторы зафиксировали рядом с танкером, в акватории пляжа «Дельфин», пятно серебристого цвета размером 7,5 тыс. кв. метров, с характерным запахом нефтепродуктов и движущееся в сторону пляжа», – отметил заместитель руководителя Государственной экологической инспекции в Одесской области Караулов.

Пляж «Дельфин» из-за загрязнения нефтепродуктами решили закрыть.

Министр инфраструктуры Владислав Криклий сообщил, что с 27 июля операция по поднятию аварийного судна переходит под контроль АМПУ.

11 августа Администрация морских портов Украины заключила договор с ООО «Краншип» и ООО «Бруклин-Киев» на проведение работ по подъему и эвакуации танкера. Работы проводились за счет ООО «Бруклин-Киев».

Из-за плохой погоды подъем танкера переносился, и в конце-концов, 20 августа рабочие смогли провести подготовительные работы.

В пресс-служба АМПУ сообщили: «Продолжаются работы по герметизации трещин танков правого борта №№8, 11 и 14 под водой с применением полимерных композитных материалов, откачка и герметизации сухого трюма, прокладка воздушных магистралей для продувки бортовых отсеков правого борта».

Также специалисты убирали подводные препятствия в районе кормовой части судна со стороны моря (металлоконструкции, камни) и изготовили стропы диаметром 27 мм для подводной резки каменного массива.

До 26 июня буксирам удалось выровнять танкер, поставить на ровный киль, а водолазам – обследовать поврежденный борт судна. Но отбуксировать горе-танкер не удалось из-за ухудшения погодных условий.

1 сентября мэр Одессы Геннадий Труханов заявил, что танкер «Delfi» будет отбуксирован в порт с 3 по 5 сентября, если позволит погода.

4 сентября произошла новая утечка нефтепродуктов вокруг танкера. Местный эколог Владислав Балинский на своей странице в Facebook разместил видео нефтяного пятна и отметил, что «боновые заграждения вокруг аварийного судна установлены неправильно, а компания-подрядчик не убирает нефтяную пленку».

9 сентября из-за штормового предупреждения об усилении северного ветра до 14 м/с решили перенести отбуксировку танкера в порт.

В то же время, АМПУ сообщила, что в это время на «Delfi» проводят демонтаж металлических конструкций для увеличения метацентрической высоты, снимают ил и мусор, попавшие даже в механизмы судна, что создает нежелательный крен.

Пока танкер готовят к перемещению в порт Одессы суд наложил на судно арест в качестве обеспечения исковых требований Администрации морских портов Украины к владельцу «Delfi». Речь идет о взыскании убытков в сумме 2 млн 355 тыс. 698 грн. Следующее судебное заседание назначено на 23 сентября.

Ранее в интервью «Слово и дело» министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий рассказал, что работы по поднятию и эвакуации танкера «Delfi» продолжаются по графику с корректировкой на погодные условия.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: