Рожденный «на коленке»: что дал Украине «Минск-1»

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В субботу, 5 сентября, исполняется шесть лет с момента заключения так называемых первых Минских соглашений. Протокол «Минска-1» уже на тот момент предполагал полное прекращение огня, децентрализацию, амнистию, а также предоставление особого статуса неподконтрольным Украине районам Донецкой и Луганской областей. Как и Минские соглашения, заключенные в феврале 2015 года, «Минск-1», не был выполнен даже в самом первом своем пункте.

Первые Минские соглашения были подписаны 5 сентября 2014 года в тяжелые для Украины времена. Летнее наступление, предпринятое силами АТО для ликвидации вооруженных формирований «ДНР» и «ЛНР», захлебнулось из-за вторжения регулярных частей российской армии в конце августа. Действуя сравнительно небольшими силами и не сильно афишируя свою принадлежность к ВС РФ, российские батальонные тактические группы смогли прорвать украинский фронт на юге Донецкой области и в Приазовье.

Падение южного фланга группировки АТО привело к окружению украинских частей под Иловайском и потере приграничного Новоазовска на побережье Азовского моря. Украинская армия и добровольческие батальоны, уже практически торжествовавшие победу, начали отступать. Под угрозой оказался Мариуполь – крупнейший порт на Азовском побережье с его мощными металлургическими предприятиями. Потеря этого города серьезно подорвала бы промышленные возможности Украины и, наоборот, укрепила бы боевиков, которые как минимум получали бы уверенный выход к морю.

В начале сентября 2014 года существовали реальные опасения, что ВСУ будут вынуждены отступить на территорию Запорожской области, чтобы не потерять еще один важный порт на Азовском море – Бердянск.

Вот в таком сложном положении украинская сторона подходила к подписанию «Минска-1», который должен был прекратить огонь и предоставить ВСУ передышку. Минский протокол был подписан послом РФ в Украине Михаилом Зурабовым, полномочным представителем нашей страны Леонидом Кучмой, послом ОБСЕ Хайди Тальявини, а также главарями так называемых «республик» – Александром Захарченко и Игорем Плотницким. Дальнейшая судьба обоих главарей, к слову, оказалась бесславной: лидер «ДНР» Александр Захарченко был ликвидирован в 2018 году, а Плотницкий в ноябре 2017 года был отстранен от власти в «ЛНР».

Минский протокол сентября 2014 года (сформулированный «на коленке» у президента РФ Владимира Путина), как и его «брат», подписанный в феврале 2015 года, предполагал полное прекращение огня, децентрализацию, амнистию, местные выборы, а также предоставление особого статуса неподконтрольным Украине районам Донецкой и Луганской областей. Равно как и «Минск-2», первый договор предусматривал разведение сил противоборствующих сторон от линии разграничения. Кроме того, Украина так и не получила контроль над рядом населенных пунктов, которые должны были отойти к ней в соответствии с обоими соглашениями: как сентябрьским, так и февральским. Речь идет, например, о Докучаевске и Дебальцево.

В итоге «Минск-1» так и не был выполнен в самом первом пункте – огонь на фронте почти не прекращался. Продолжились кровопролитные бои за Донецкий аэропорт, а также попытки боевиков сбить украинские блокпосты в Луганской области. ВСУ же восстанавливали силы, готовя новые волны мобилизации, состоявшиеся в 2015 году.

Позиционная война продолжалась до января 2015 года, чтобы сорваться в новую эскалацию, которая завершилась подписанием «Минска-2». Именно Вторые Минские соглашения стали признанной в мире «дорожной картой» урегулирования конфликта на Донбассе. При этом «Минск-2» также был подписан в сложных условиях, связанных с отступлением украинских войск из-под Дебальцево.

Надо ли говорить о том, что «Минск-2» также не выполнялся в самом первом пункте, связанном с прекращением огня. Максимум, чего удавалось достичь – это краткосрочных «перемирий», одно из которых с горем пополам поддерживается и в настоящее время. Украину не устраивает очередность выполнения пунктов «Минска-2», хотя России выгодна существующая интерпретация документа. Именно поэтому на фронте продолжаются позиционные бои. Начало им положил полузабытый «Минск-1», подписанный 5 сентября 2014 года. Дети, родившиеся в том году, уже пошли в школу, а войне на Донбассе не видно конца.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: