Украина-НАТО: какие требования для углубления партнерства выдвигал Альянс

Читати українською

Украина получила статус партнера НАТО с расширенными возможностями. Это даст нашему государству возможность проводить политические консультации по вопросам безопасности, ближе взаимодействовать во время кризисов, пользоваться специальными возможностями в программах взаимодействия и учений. Сейчас НАТО ожидает от Украины принятия пяти законов. Активные контакты и сотрудничество Украины с НАТО начались с февраля 1992 года, когда в Киев с первым визитом приехал генсек НАТО Вернер. С тех пор Североатлантический альянс выдвигал Украине определенные требования для углубления партнерства. «Слово и дело» предлагает посмотреть, что это были за требования.

С 1995 года началось участие контингента ВСУ в совместных учениях и миротворческих миссиях НАТО.

Летом 1997 года была подписана Хартия об особом партнерстве между Украиной и Организацией Североатлантического договора и декларация к этому документу, которые предусматривают развитие расширенных и углубленных отношений и, собственно, регламентируют сотрудничество между Украиной и НАТО.

В 2002 году был разработан план действий Украина-НАТО, в 2005 году подписан еще один документ об углублении сотрудничества с прописанными краткосрочными мерами. Тогда же начался диалог относительно стремлений Украины к обретению членства и проведения соответствующих реформ.

Ключевым инструментом осуществления реформ в Украине при поддержке Альянса являются годовые национальные программы под эгидой Комиссии Украина-НАТО (ГНП), которые разрабатываются с 2009 года.

В рамках Целевого плана Украина-НАТО на 2003 год в нашей стране предполагалось принять законопроекты, способствующие укреплению демократических избирательных институтов, обеспечению верховенства права и независимости судебной системы, а также свободы слова и других гражданских свобод.

НАТО потребовало обеспечения демократического контроля и реформирования ВСУ и проведения борьбы с коррупцией. Среди прочего предполагалось содействие экономическому росту, уменьшение темпов инфляции, увеличение доходов населения, вступление Украины в ВТО и отмена налоговых льгот, проведение административной и земельной реформ и усиление энергетической безопасности.

В 2004 году НАТО требовало от Украины проведения честных и открытых выборов президента Украины, принятия новых кодексов: Хозяйственно-процессуального, Гражданско-процессуального, Уголовно-процессуального, Кодекса об административных правонарушениях и принятия закона о судоустройстве. Кроме проведения судебной реформы, предполагалось совершенствование выполнения в Украине решений ЕСПЧ.

В следующем году план действий предусматривал совершенствование избирательного законодательства до парламентских выборов в 2006 году и принятие всех перечисленных выше кодексов, кроме Гражданско-процессуального.

В 2006 году условием сотрудничества с НАТО было проведение честных и открытых выборов в ВРУ, проведение судебной реформы, обеспечение прав и свобод нацменьшинств и демократического контроля, реформирование ВСУ, борьба с коррупцией и отмыванием средств.

Сотрудничество продолжилось на основе других условий от Альянса. Украина должна и дальше участвовать в миротворческих миссиях НАТО, предоставить воздушный коридор для военно-транспортных самолетов НАТО, участвующих в операции в Афганистане.

Также Украина должна была реформировать ВСУ в соответствии со стандартами НАТО (еще в 2007 году), обеспечить меры по борьбе с международным терроризмом, способствовать решению замороженных конфликтов в Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии и Нагорном Карабахе и развитию зоны свободной торговли в рамках ГУАМ.

Также в 2007 году следовало провести демаркацию границы между Украиной и РФ.

Предполагалось, что в рамках сотрудничества с НАТО Верховная рада примет такие законы: о министерствах и органах исполнительной власти, об адвокатуре, о прокуратуре, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, о предотвращении и противодействии коррупции, о лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности. Также необходимо было внести изменения в законы о судоустройстве и статусе судей.

Среди прочего НАТО требовало от Украины обеспечения надзора за системой негосударственного пенсионного обеспечения.

В 2008 году план действий включал реформирование налоговой службы, уголовно-исполнительной службы и системы уголовной юстиции. На первый план вышли требования по борьбе с коррупцией, организованной преступностью, отмыванием средств и финансированием терроризма.

Украинские законодатели должны были принять законы о центральных органах исполнительной власти, о государственной службе, о закупках товаров, работ и услуг за госсредства.

В 2009 году Украина должна была создать систему бесплатной правовой помощи и принять законы о референдуме, о местном референдуме и Административно-процедурный кодекс.

В следующем году сотрудничество с НАТО предусматривало совершенствование законодательства о выборах, введение правил финансирования политпартий, обеспечение роста ВВП на уровне 6-6,5%, снижение безработицы до 7,2-7,7%, сохранение стабильности нацвалюты.

В 2011 году НАТО требовало от Украины разработать Национальную стратегию по предотвращению коррупции на 2011-2014 годы, обеспечение прозрачности приватизационных процессов, создание прозрачного рынка земли, удержание инфляции на уровне не более 10%.

План действий на 2012 год включал повышение цен на газ до рыночного уровня в соответствии с требованиями МВФ, усиление роли регионов в экономическом росте, принятие закона об административных услугах и нового Уголовно-процессуального кодекса, а также проведения честных парламентских выборов.

В 2013 году Украина должна была отказаться от избирательного правосудия и политически мотивированных преследований.

Из-за событий Революции достоинства и начала войны на Донбассе в 2014 году НАТО не выдвигало особых требований к Украине.

В 2015-м должно было состояться внедрение мониторинга доходов госслужащих и диверсификация поставок энергоресурсов.

План действий на 2016 год включал обеспечение в Украине прав и свобод внутренне перемещенных лиц, внедрение углубленной ЗСТ с ЕС, развитие системы электронного взаимодействия госорганов и внедрение суда присяжных.

В 2018 году Украина должна была реформировать ВСУ в соответствии со стандартами НАТО и ввести гражданский контроль над Министерством обороны.

2019 по программе сотрудничества с НАТО предусматривал проведение честных и прозрачных президентских и парламентских выборов и продолжение процесса децентрализации.

В 2020 году НАТО требует дополнительной помощи Украины в международных миссиях и принятия 5 законов: о парламентском контроле безопасности и обороны, о разведке, об оборонных закупках и о государственной тайне и внести изменения в законодательство о СБУ.

Ранее «Слово и дело» разбиралось, какие обещания давала новая власть и какие провалили предшественники о сотрудничестве и возможном членстве Украины в НАТО.

Также мы писали, что Зеленский на саммите Восточного партнерства поставит вопрос о членстве в ЕС.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: