Министерство инфраструктуры инициировало законопроект, которым предлагает новую модель общественного транспорта, что позволит заменить маршрутки автобусами и электробусами. «Тогда города смогут расшить перечень транспортных средств, которые функционируют как общественный транспорт. Это даст возможность заменить маршрутки нормальными автобусами и электробусами. Но это уже будут частные перевозчики, которые будут предоставлять эту услугу городу и его коммунальным предприятиям», – сказал министр инфраструктуры Владислав Криклий. В комментарии «Слово и дело» независимый транспортный эксперт Александр Кава отметил, что пока что даже в министерстве конкретно не объясняют, что будет в законопроекте, хотя инициатива сама по себе в верном направлении.
«Будет ли это европейская модель или что-то другое, непонятно. Судя по заявлению министра, делать выводы о том, что это позволит заменить парк, весьма наивно», – поделился впечатлением Александр Кава.
Собеседник подчеркнул, что министр заявляет правильные вещи, но в тоже время подписывает документы, которые позволяют маршруткам закрепиться на рынке городских перевозок. Он напомнил о том, что в январе министерством были приняты новые правила эксплуатации троллейбусов и трамваев в городах, где ограничено срок эксплуатации троллейбусов 10 годами, а трамваев – 15 годами. При том, что в Европе троллейбусы работают порядка 30 лет, а трамваи – около 50 лет.
«При этом у нас даже на городских маршрутах ездят маршрутки 2002 года выпуска, которым уже 18 лет и которые разваливаются. При том, что сроки эксплуатации автобусов в Европе редко превышают 15 лет, министра не волнует», – добавил Кава.
На его взгляд, Украина может ввести новую транспортную модель и маршрутки действительно могут уйти в прошлое. Однако для этого необходимо в первую очередь существенно нарастить парк муниципального транспорта.
Специалист обратил внимание на европейский опыт, где городскими и пригородными перевозками занимается либо муниципальная монополия, либо на рынке доминирует муниципальный перевозчик.
«Например, в Варшаве 100% трамваев, 100% электробусов, 80% автобусов принадлежат городу, и только 20% автобусов принадлежат частным компаниям. При этом автобусы большой вместимости, длина кузова – 12-18 метров, действует единая система оплаты проезда. Частная компания не получает доход от пассажира, а по договору о транспортной работе городские власти оплачивают компании количество выполненных рейсов, соответственно соблюдение расписания, технического состояния автобусов, отсутствие жалоб от пассажиров. Получается, что компании не привязаны к наличным, как это работает в Украине», – прокомментировал Александр Кава.
Эксперт уточнил, что в Украине реально заменить маршрутки, но все зависит от политической воли.
По его мнению, в Киеве через два-три года вполне достижимо внедрить европейскую модель при финансовых возможностях города, просто в столице это никому не нужно.
Кава обратил внимание на то, что в Украине уже есть города, которые приблизились к европейской модели: Винница, Ивано-Франковск, Кременчуг. Города существенно увеличили парк муниципального транспорта, пассажиры получили более качественные услуги, чем раньше в маршрутках малой вместительности, уточнил он.
«Замена маршруток ни привела ни к какому транспортному коллапсу. Наоборот, повысилось качество обслуживания. В Виннице многие горожане для проезда по городу отдают предпочтение именно муниципальному транспорту, а не личному авто. При этом в центре города в час пик трамваи ходят с интервалом в 50 секунд, а троллейбусы – 90 секунд», – прокомментировал независимый транспортный эксперт Александр Кава.
Как в мире во время карантина работает общественный транспорт – смотрите на инфографике.
«Слово и дело» также предлагает посмотреть, сколько длится карантин в разных странах мира.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
Регулярну добірку актуальної перевіреної інформації від «Слово і діло» читайте в телеграм-каналі Pics&Maps.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»