Война нервов: зачем Путин вспомнил о «Новороссии»

Читати українською
Денис Поповичжурналист

В четверг, 19 декабря, состоялась ежегодная пресс-конференция президента РФ Владимира Путина, на которой зашла речь об отношениях с Украиной. В частности, отвечая на один из вопросов, президент РФ заявил, что все Причерноморье и восточная часть Украины – это исконно русские территории. Это утверждение возвращает нас к полузабытой риторике создания «Новороссии» и не может не вызывать беспокойства.

Пресс-конференция президента РФ Владимира Путина, состоявшаяся 19 декабря, продлилась более 4 часов. На ней зашла речь и об отношениях с Украиной. Этой темы кремлевский лидер коснулся, например, отвечая на вопрос о необходимости переноса из Мавзолея тела Владимира Ленина. По его словам, в свое время Ленин предложил создать конфедерацию, а не федерацию. При этом этносы были привязаны к конкретным территориям и получили право выхода из большой страны. Но территории были «нарезаны» так, что не всегда соответствовали традиционным местам проживания тех или других народов, поэтому сразу возникли «болевые точки». Даже сейчас их в России насчитывается более 2 тысяч. «И отпускать контроль над ними опасно до сих пор», – заявил Путин.

В этой связи он и упомянул об Украине. «В ходе создания Советского союза исконно российские территории, которые к Украине вообще не имеют никакого отношения – все Причерноморье, западные земли российские – были переданы в Украину со странной формулировкой «для повышения процентного соотношения пролетариата», – заявил Путин. Он также отметил, что теперь России приходится разбираться с последствиями такого решения.

Второе странное заявление о нашей стране Путин сделал, отвечая на вопрос украинского журналиста Романа Цымбалюка о том, когда будут расформированы «оккупационные администрации в Луганской и Донецкой областях». По словам Путина, обе «администрации» были созданы в результате законных выборов, а когда Цымбалюк напомнил Путину о российских солдатах и бронетехнике, размещенных на востоке Украины, Владимир Путин ответил, что это лишь «местная милиция и силы самообороны». «Они состоят из местных жителей. Во многих «горячих точках» мира происходят конфликты с применением танков и артиллерии. Откуда они берутся? Наверное, от тех государств, которые им симпатизируют», — ответил президент РФ.

Ответы на вопросы Романа Цымбалюка можно назвать путинским «троллингом». Ведь, кроме России, в мире нет других государств, которые симпатизировали бы незаконным «республикам» Донбасса до такой степени, чтобы поставлять туда тяжелое вооружение, артиллерию и бронетехнику. А «местные силы самообороны» давно уже сведены в регулярные воинские подразделения под командованием российских специалистов и с российским же материально-техническим обеспечением. С другой стороны, можно сказать, что этим «троллингом» Путин косвенно признал, что именно РФ поддерживает боевиков на Донбассе, отказываясь при этом считать себя стороной конфликта и призывая украинскую сторону вступить в переговоры с якобы «законными администрациями» «ДНР» и «ЛНР».

А вот заявление об «исконно русских землях» действительно тревожное. Оно возвращает нас во времена апреля 2014 года, когда Путин на такой же пресс-конференции также вспомнил о большевиках, ошибочно распределивших земли в Советском союзе. Тогда Крым был уже аннексирован, а Славянск захватили боевики Гиркина. Слова Владимира Путина касались создания «Новороссии» – марионеточного пророссийского государства, в которую, помимо Харьковской, Донецкой и Луганской областей, вошла бы Запорожская область и как раз земли украинского Причерноморья: Херсонская, Николаевская и Одесская области.

Таким путем в Кремле решали бы несколько стратегических задач. Во-первых, лишали бы остальную часть Украины индустриального и человеческого потенциала Юга и Востока страны, отбирая у нее волю к сопротивлению. Во-вторых, Украина была бы отрезана от портов Черного и Азовского морей и, в-третьих, РФ решала бы вопрос сухопутного доступа в Крым и в пророссийское Приднестровье.

Казалось бы, что вооруженное сопротивление Украины и международная реакция на эти планы похоронили проект «Новороссия», но вчерашние заявления Путина о «российском Причерноморье» говорят об обратном. Проект «Новороссия» еще жив и в любой момент может быть представлен публике. А идея сухопутного коридора в Крым, несмотря на физически существующий мост через Керченский пролив, также никуда не делась. Нечего и говорить о том, что «сухопутный коридор», как и отторжение Причерноморья, возможны лишь военным путем, а именно: Россия должна будет решиться на масштабную наступательную операцию против Украины с далеко идущими планами и неясными на сегодняшний день перспективами.

Но зачем об этом понадобилось говорить именно сейчас? Здесь нужно вспомнить о недавней встрече в Нормандском формате между Путиным и президентом Украины Владимиром Зеленским. Публичной порки украинского президента и торжественного принятия от него капитуляции тогда не получилось. Стороны сыграли вничью, не отступив от своих позиций ни на один шаг.

Однако Кремлю нужна именно капитуляция – решение «украинского вопроса» на своих условиях и в рамках Минских соглашений. Зеленский должен начать унизительные переговоры с террористами «ДНР» и «ЛНР» при посредничестве РФ, которая считает себя арбитром, а не стороной конфликта. Упирающегося украинского президента нужно принудить к этой сдаче и пугало «Новороссии» вытащили на свет именно для этого. В отношениях между Украиной и РФ началась война нервов.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: