В чем в Украине нет недостатка, так это в свидетельствах о тотальном недостатке. В первую очередь, о недостатке людей, способных профессионально выполнять свою работу. От политиков до врачей, учителей, полицейских, журналистов, да кого ни возьми.
Сам факт, что оказалось возможным прослушивание кабинета директора Государственного бюро расследований, настолько красноречиво говорит о профессиональных качествах хозяина кабинета, что об остальном можно и не говорить, хотя говорить, конечно, надо. Например, напомнить, что в конкурсе по отбору директора ГБР приняло участие 65 человек, и, выходит, они еще хуже, чем Роман Труба. И главное, в это охотно верится, глядя на то, что творится в прочих ведомствах, где работают люди с украинским высшим юридическим образованием и опытом службы в органах прокуратуры или полиции.
Обычно считается, что наши правоохранители могут все, если это лично им надо. А лично Трубе разве не было нужно обезопасить себя от прослушивания? И тем не менее. Это особая доблесть уже после того, как «рыбки Холодницкого» стали мемом и даже названием авторской передачи Романа Скрыпина.
Можно было бы говорить о деградации правоохранительной системы, но это было бы сказкой о «золотом веке», эта сфера никогда у нас не была сколько-нибудь нормальной. Но, пожалуй, даже в рамках вечной ненормальности в последние годы ощущается заметное ухудшение. Место сознательной недобросовестности и вороватости заменяют тупой беспредел и грабеж. Там, где раньше требовалась хитрость, обходятся наглостью. А почему нет, если это приносит гарантированно высокий доход просто в силу должности и практически не влечет никакой ответственности?
Нет, говорить о продажности Романа Трубы без веских на то оснований, конечно, нельзя, но система с некоторых пор производит специалистов требуемого системой качества, это логично, а качество вот такое. Как кто-то очень точно выразился, за несколько десятилетий выросло именно то, чем удобряли. Отбирать из системы кадры в антикоррупционные органы – значит, с высокой гарантией получить ту же коррупцию. Помните, в первые годы шествия капитализма по советской земле самые продвинутые владельцы магазинов и ресторанов отказывались брать на работу выходцев из советской торговли и общепита?
И еще раз: ситуация в органах вполне типична и для прочих сфер жизни страны, где наблюдается подобная деградация от и без того худого. У нас принято гордиться армией, но в самой армии прекрасно знают, насколько она далека от натовских образцов, о которых столько разговоров, но этим разговорам уже не один год. Стало известно, что Александр Данилюк, еще в бытность секретарем СНБО, предлагал американскому подполковнику Александру Виндеману стать министром обороны. Тот, вывезенный в Штаты в четырехлетнем возрасте, благоразумно отказался, но сама идея привлекать к государственному управлению людей, не зараженных здешними нравами, представляется едва не единственным способом вырваться из оков поруки всеобщего тяп-ляпа и своекорыстия.
Наблюдая на слушаниях об импичменте выступления и поведение Александра Виндемана, экс-посла Мари Йованович, посла Уильяма Тейлора, других профессиональных государственных служащих США, понимаешь, насколько у нас вообще не развита культура служения стране, а где появляются ее ростки, они тщательно вытаптываются, потому что угрожают доминирующей культуре. О которой, кстати, в Конгрессе тоже часто упоминают, иллюстрируя именами, например, Юрия Луценко, Виктора Шокина или Николая Злочевского. В Штатах сейчас серьезный политический кризис, связанный со злоупотреблением во власти. Под угрозой конституционные основы государства. Что тогда у нас?
Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»