Именем Портнова. Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Андрей Портнов продолжает щекотать нервы ключевым фигурам прежней власти. Сергей Пашинский, несомненно, к таким фигурам относится. В Государственном бюро расследований заявили, что «сейчас решается вопрос об избрании для народного депутата меры пресечения в виде содержания под стражей». Не исключено, что Пашинский будет первым, кто сядет как минимум в СИЗО.

Ему припомнили известную историю, произошедшую в новогодний вечер 31 декабря 2016 года, когда конфликт на дороге закончился тем, что Пашинский из именного пистолета выстрелил в ногу 38-летнему Вячеславу Химикусу, причинив тому «телесные повреждения в виде огнестрельного осколочного перелома бедренной кости левой ноги», квалифицированные судмедэкспертизой как тяжкие. Спустя полгода дело закрыли, посчитав, что депутат действовал в пределах необходимой самообороны. Теперь статья об умышленном причинении тяжких телесных повреждений, по которой виновному грозит от пяти до восьми лет, снова стала актуальной.

Насколько в правовом смысле безупречно первое решение и что из дела можно выжать спустя три года, пусть судят специалисты. Политический же аспект тут очевиден. Пашинский – не тот деятель, в защиту которого выйдут тысячи граждан, а внешние обстоятельства инцидента не в его пользу: депутат стреляет в простого гражданина, калечит его и уходит от наказания. Архетипический сюжет, заставляющий сжиматься кулаки.

Без снятия неприкосновенности объявить подозрение Порошенко никто не сможет – юристПорошенко фигурирует в 13 уголовных производствах, однако ему нельзя предъявить подозрение, пока Верховная рада не лишит его иммунитета.

За торжество справедливости, да еще и по отношению к политикам – подавляющее большинство. Украина совсем не избалована таким счастьем, и прикоснуться к нему – мечта миллионов. Двенадцать уголовных производств, в которых фигурирует Петр Порошенко, сулят неслыханные зрелища и глубокие прозрения, если им будет дан полноценный ход. Проблема одна и очень серьезная: инициируют эти дела в отношении бывшего президента и его окружения те, кто не ответил за свои грехи при его предшественнике. Теперь они куражатся. Справедливость их интересует в куда меньшей мере, чем месть. Если интересует вообще. А их влияние на правовую систему позволяет рассчитывать, что месть удастся.

Безнаказанность наказывает тех, кто ее допустил, но логическое следствие не нужно принимать за справедливость. Справедливость все-таки о праве, а права во всем этом очень мало. Даже если по каким-то эпизодам, или даже по всем, Андрей Портнов прав, права в стране не становится больше, зато больше становится Андрея Портнова. Методично реализуя коллективный заказ VIP-обиженных на Порошенко и Ко, он эксплуатирует, по ходу, народное возмущение безнаказанностью власти, сам ускользая из фокуса претензий и выводя из него мерзавцев эпохи Януковича.

В определенном смысле новой власти выгодно, чтобы грязную работу по изобличению предшественников делали такие же замаранные предшественники. Но если та самая монополия на наказание, которая характеризует власть, принадлежит кому-то другому, или этот другой имеет на эту монополию решающее влияние, то у этого другого и есть настоящая власть. И да, в этом смысле власти у Андрея Портнова побольше, чем у Руслана Рябошапки или у Романа Трубы. И отнять ее никто пока даже не пытался. Не факт даже, что такой вопрос даже ставился.

Леонид Швец, специально для «Слово и Дело»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: