Россия собирается построить в Крыму два вертолетоносца на замену аналогичным французским кораблям Mistral, которые так и не дошли до РФ. Таким образом, Россия собралась закрыть потребность в авианесущих кораблях, оставшуюся после отказа Франции передать РФ аналогичные корабли. Чем это грозит Украине да и всему миру?
О том, что Россия собирается строить в Крыму вертолетоносцы, сообщили российские СМИ. Так, по данным ТАСС, первые два российских универсальных десантных корабля (УДК) будут заложены на судостроительном заводе «Залив» в оккупированном Крыму в мае 2020 года. Они будут иметь водоизмещение до 15 тыс. тонн, а также смогут нести на борту более 10 боевых вертолетов различных классов. Кроме того, УДК способен перевозить до тысячи и более человек морской пехоты, а также бронетехнику. Построить и сдать заказчику головной корабль планируется до 2027 года, а серийный корабль – до начала 2030 годов.
Россия не впервые пытается обзавестись кораблями такого класса. Известна история с двумя вертолетоносцами типа Mistral, которые строились в кооперации с французскими специалистами. Соответствующее соглашение между РФ и Францией было заключено в декабре 2010 года. Оба корабля планировалось передать в состав Тихоокеанского флота РФ. Как пояснялось, закупка «Мистралей» должна была дать российскому флоту полноценные корабли управления, средство для транспортировки морской пехоты, обеспечить долговременное присутствие воинских контингентов РФ в отдаленных районах, а также дать им авиационную поддержку, которую не способен предоставить стареющий авианосец «Адмирал Кузнецов», большую часть своей «жизни» проводящий на ремонте.
Однако «Мистрали» так и не были переданы в Россию, из-за ее агрессии в отношении Украины. Впоследствии Франция продала оба вертолетоносца Египту, вернув России уже выплаченный за них аванс в размере почти 1 млрд евро. Очевидно, что Россия не отказалась от идеи заполучить УДК, но решила построить их собственными силами, причем на украинских заводах, расположенных в аннексированном Крыму.
Что это означает для Украины?
Во-первых, это еще один сигнал к тому, что Россия не собирается расставаться с Крымом, по крайней мере, в среднесрочной перспективе (напомним, головной корабль должен быть построен, по крайней мере, до 2027 года).
Во-вторых, если в ближайшие 8-10 лет Украина не вернет Крым, то появление российских «Мистралей» на полуострове несет огромную угрозу для нашей страны. Россия получит дополнительные средства доставки десанта на материк и существенно усилит свою черноморскую группировку, которая и без того почти непрерывно пополняется новыми кораблями.
К примеру, буквально несколько дней назад на ЧФ РФ прибыл новый российский морской тральщик «Иван Антонов», а с 2014 года Россия дополнительно перебросила в Крым 6 подводных лодок и 7 надводных боевых кораблей – и это не считая нескольких десятков вспомогательных судов и катеров.
С другой стороны, совершенно необязательно, что российские УДК вообще останутся в Крыму. Напомним, французские «Мистрали» изначально предполагалось направить на Тихоокеанский флот. Поставка не состоялась, однако потребность в таких кораблях на ТОФ никуда не исчезла.
И, наконец, далеко не факт, что эти корабли вообще будут построены в срок. Как известно, российская военная промышленность страдает от введенных в отношении РФ санкций, из-за чего выполнение программы перевооружения, в рамках которых и планируется построить российские УДК, постоянно приходится «сдвигать вправо».
Проблемы возникают не только у строящихся кораблей. Неделю назад стало известно, что из-за санкций подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону» и «Старый Оскол» получили старые советские аккумуляторные батареи вместо импортных. Эти батареи не позволяют находиться под водой более 72 часов, тогда как благодаря импортным батареям субмарина могла бы погружаться под воду на срок до 5 суток. Проблема обнаружилась уже в Сирии, куда прибыли три подлодки, перейдя через два моря в надводном положении.
Однако в любом случае вертолетоносец – это корабль, предназначенный для экспедиционных действий: высадки десанта и его авиационной поддержки. Это говорит о том, что Россия и в дальнейшем не исключает любые наступательные действия, если не в отношении Украины, то любой другой страны.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»