100 дней президента: эффект Зеленского

Читати українською
Богдан Машайжурналист

В 1933 году президентом США избиратели выбрали Франклина Делано Рузвельта. Экономика Америки переживала самый мощный экономический кризис в своей истории, которую впоследствии назовут Великой депрессией. Чтобы прекратить голодные бунты на улицах городов, Рузвельт обещал в первые 100 дней на посту поручить правительству принять ряд безотлагательных экономических мер, которые были прописаны в его предвыборной программе «Новый курс». Так в американской политической практике зародилась «концепция 100 дней» – временного промежутка, который считается достаточным для оценки того, насколько предвыборные слова нового лидера страны не расходятся с его делами в администрации. Считается, что влияние президента на политические процессы в стране в этот период является сверхмощным, а стиль управления при этом воспринимается избирателями как новый.

27 августа президентству Владимира Зеленского исполняется ровно 100 дней. В течение этого времени, по данным аналитиков «Слова и Дела», Зеленский дал 78 обещаний (если добавить туда еще и предвыборные обещания, то 180, а это вдвое больше, чем наобещал его предшественник Петр Порошенко), подписал 302 указа и инициировал 13 законопроектов, совершил 20 поездок по Украине и 77 раз контактировал с представителями других стран (в том числе совершил 5 зарубежных визитов). Впрочем, стоит ли оценивать «первые 100 дней» Зеленского по классическим признакам: выполнение обещаний, кадровая политика, представленные законопроекты? Ведь в апреле избиратели доверили руководить страной не кому-то из политических «динозавров», а новому лицу: успешному шоумену из Кривого Рога без какого-либо опыта в управлении государством. Скорее, уместно говорить об эффекте, который вызвал приход к власти Зеленского и его команды новобранцев, на политику, экономику и дипломатию Украины за первые 100 дней.

Политика

Наибольший политический успех Зеленского в первые 100 дней президентства – результат досрочных парламентских выборов. Итоговые 254 места представителей «Слуги народа» в парламенте стали неожиданными даже для самой политсилы. В частной беседе, в день голосования, будущие народные депутаты от СН признавались автору этих строк, что в партии рассчитывают в среднем на 190-200 мандатов.

Во время предвыборной кампании социологи утверждали, что в округах мажоритарщики от партии, одноименной с популярным сериалом, автоматически получали +13%-17% в рейтинг независимо от фамилии. Личный бренд Зеленского и связываемые с ним ожидания избирателей сыграли во время парламентской кампании решающую роль. Владимир Зеленский – первый украинский президент, чья партия де-факто сформирует монобольшинство в Верховной Раде. И будет ли эта коалиция одной партии эффективной – вопрос открытый. Под флагами «Слуги народа» в парламент попали люди с разными убеждениями, без опыта в политике, некоторые и без высшего образования. Если президент решит использовать монобольшинство для лоббирования интересов бизнес-групп, как это часто делали его предшественники, то заоблачный рейтинг Зеленского начнет стремительно таять еще до зимы.

Появление шоумена в кресле главы государства должно произвести эффект землетрясения для старых элит. Последствия этого политического катаклизма за 100 дней почувствовали не только в столице, но и на периферии. Особенно те «разбойники», которых Зеленский публично отчитывал во время совещаний.

Экономика

Экономика, как известно, говорит языком цифр. В день, когда Зеленский поднял над головой булаву (20 мая):

  • по курсу НБУ, за 100 гривен на межбанке можно было купить 3 доллара 79 центов. 27 августа уже больше - $3,99. После кратковременного падения в июне, в июле гривна укрепилась до рекордного за последние 3 года показателя в 25,13 грн. за доллар и с небольшими колебаниями зафиксировалась на этом уровне.
  • 100 кубометров газа для нужд населения стоили 59,9 грн (здесь и далее – по данным Нафтогаза, без учета НДС). Через 100 дней газ подешевел до 46,63 грн/сто кубов.
  • ВВП, по итогам первого квартала 2019, вырос на 2,2% (по сравнению с аналогичным периодом 2018). Рост ВВП во втором квартале (апрель-июнь) превысило самые оптимистичные ожидания и, по данным Госстата, составило 4,6%.

По мнению экономистов, текущее улучшение показателей экономики нельзя напрямую связывать с приходом к власти Зеленского:

— на валютный курс влияют сезонные факторы (главные из которых - хороший урожай и покупка ОВГЗ внешними инвесторами),

— [цена газа снижается из-за благоприятной коньюктуры рынку (https://www.epravda.com.ua/publications/2019/07/18/649791/) (к тому же, какой она будет зимой – неизвестно),

— ВВП растет быстрее ожидаемых темпов из-за традиционного для поствыборного периода всплеска потребительских настроений населения.

Президент в течение 100 дней посылал позитивные сигналы международному бизнес-сообществу. Пообещал уже к началу 2020 года открыть рынок земли, реформировать суды, оптимизировать налоговую систему, провести административную реформу правительства, записывал обращение с призывом вкладывать деньги в Украину, напрямую общался с инвесторами во время бизнес-конференций.

Согласно тексту украинской Конституции, экономика – сфера ответственности Верховной Рады и правительства. Зеленский ушел в «клинч» с кабинетом министров Владимира Гройсмана и распустил парламент уже в первый день президентства. Ожидается, что «зеленая» коалиция внесет кандидатуру премьера и утвердит состав нового Кабмина в начале сентября. Объективно оценить, насколько инициированное Зеленским обновление исполнительной и законодательной власти повлияло на улучшение показателей бюджета, можно будет по итогам на первых, а последующих его 100 дней в должности.

Дипломатия и война

Возвращение российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы 25 июня , хоть и произошло в первые 100 дней Зеленского, это событие нельзя отнести к дипломатическим поражениям президента. Соответствующее решение в ПАСЕ кулуарно приняли еще до президентских выборов в Украине. Также ошибочно считать, что недавние заявления Еммануля Макрона и Дональда Трампа о возможном возвращении России к G7 связаны со слабостью позиций Украины на международной арене после смены власти. Президенты Франции и США играют в свою игру: первый пытается укрепить позиции своей страны внутри ЕС, второй – не хочет допустить окончательного геополитического дрейфа Москвы в сторону Пекина. В конце концов, по итогам саммита Большой семерки в Биаррице, тот же Макрон признал, что лидеры западного мира не дошли консенсуса по вопросу возвращения России к G7. Самое важное в этой ситуации, что Запад по-прежнему не признает аннексию Крыма и не ставит под сомнение роль России в конфликте на Донбассе. Собственно, как и сам Зеленский.

За первые 100 дней новой власти украинцы так и не услышали ответа на важнейший вопрос: как «у Зеленского» планируют завершить войну на Донбассе. Ситуация на фронте не изменилась: террористы продолжают обстрелы, украинские военные ведут огонь, погибают люди с обеих сторон, страдает гражданское население. За последние 5 лет доказали, что эту войну невозможно остановить одними лишь кадровыми ротациями или звонком Путину, один из которых Зеленский сделал после убийства боевиками «ДНР-ЛНР» четырех защитников Украины 6 августа. С другой стороны, этот эпизод, вместе с разведением войск в Станице Луганской, показал, что президент является сторонником дипломатического, а не военного варианта решения конфликта.

100 дней оказалось мало, чтобы сделать вывод, насколько действия президента оправдали ожидания граждан. По данным апрельского опроса Киевского международного института социологии, украинцы в течение стартового периода работы нового главы государства хотели увидеть снижение тарифов (39,1% из 2004 респондентов), представление в парламент законопроектов о снятии неприкосновенности с нардепов, судей и главы государства (35,5%), ускорения расследования наиболее резонансных коррупционных преступлений (32,4%). Осенью будет работать Верховная Рада 9-го созыва, будет сформирован новый Кабинет министров, назначен генпрокурор. Поэтому, хочет того Зеленский или нет, а с того момента вся полнота ответственности за решение этих задач ляжет на его плечи.

Богдан Машай, специально для «Слово и Дело».

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: