Право на субсидию и льготы по оплате ЖКУ: потянет ли бюджет идеи ОПУ

Читати українською
Александр Сергиенкодиректор центра «Институт города»

В Украине нужно пересмотреть критерии для получения субсидий. Данная инициатива ОПУ правильная, потому что с 2018 года количество тех, кто получает выплаты значительно сократилось.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил директор аналитического центра «Институт города» Александр Сергиенко.

«В 2018 году ввели новые правила предоставления субсидий, а именно предположили, что в доход домохозяйств начали учитывать доходы членов семей домохозяйства, то есть люди не проживают, не прописаны, не пользуются услугами, но находятся в родственных связях с членами домохозяйства, которые проживают и прописаны», – отметил Сергиенко.

По его словам, эта инициатива привела к тому, что число получателей субсидий сократилось в два раза. Если предыдущие отопительные периоды было почти 6-7 миллионов субсидиантов, то в последний отопительный сезон было 3-3,5 миллиона субсидиантов.

Такие критерии неуместны, случаи бывают разные. Например, бывает, что муж уехал на заработки в Польшу и по определенным причинам остался там, внук прописан у бабушки в деревне, но не проживает там лет 10, а у бабушки требуют справку о доходах внука, уточнил он.

Субсидии для украинцев: сколько средств потрачено в 2014-2019 годахПочти за пять лет из государственного бюджета выделили 253,3 млрд грн на выплату субсидий населению.

«Критерии, которые действуют сейчас, нелогичны. Например, если муж с женой прописаны по разным адресам, и оба подают на субсидию, то у жены будут требовать справку о ее доходах и доходах мужа, у мужа тоже будут требовать справку о его доходах и доходах жены. В результате один и тот же доход будет учитываться дважды», – пояснил эксперт.

Понятно, что такие критерии привели к сокращению бюджетных расходов, однако это сокращение бюджетных расходов произошло за счет людей. Эту систему действительно нужно совершенствовать. При этом идея относительно льгот для людей 70 лет является популистской, подчеркнул он.

«Во-первых, непонятно, почему 70 лет. Была аргументация, что в этом возрасте людям тяжело работать. Да, но разве в 65 или 69 не тяжело? Должен быть какой-то другой критерий. В 70 лет каждый люди чувствуют себя по-разному: кто-то активен, а кто-то – уже нет», – добавил Сергиенко.

По его словам, в стране действует система жилищных субсидий, именно путем ее совершенствования следует предоставлять социальную помощь, а не по возрастному признаку.

«Кроме того, если, к примеру, дедушка 70 лет проживает вместе с дочерью, взрослыми внуками, которые работают, то всю семью лишать платы за коммуналку?», – отметил он.

Если подсчитать, то в бюджет следует закладывать дополнительных 54 млрд грн. Это весьма значительная сумма. В современных условиях развития экономики идти на такие популистские шаги нереально, а возрастной критерий нелогичен»_, – уточнил специалист.

Президент назвал эту инициативу креативной, но это на самом деле это не так. Возьмем, к примеру, Туркменистан, который очень богат залежами газа и на протяжении многих лет в стране не обязывали людей платить коммуналку, подчеркнул он.

«Однако год назад эту льготу отменили. Тем более Украина не может позволить себе воплощать такие инициативы в жизнь», – резюмировал Александр Сергиенко.

Напомним, представитель президента в Кабмине заявил, что критерии для получения субсидий для просмотра. Предлагают расширить выплаты еще на 1 миллион семей и обеспечить льготами и частично лишить оплаты коммуналки тех, кому за 70 лет.

Также «Слово и Дело» выяснило сколько средств потратили в 2014-2019 годах на выплаты субсидий.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: