На этой неделе произошли важные события, связанные с урегулированием военного конфликта на Донбассе. Трехсторонняя контактная группа в Минске договорилась о бессрочном перемирии, с персональной ответственностью за нарушение режима прекращения огня, а также об обмене заложниками в формате 208 на 69. Одновременно кум президента РФ Владимира Путина Виктор Медведчук презентовал в Европарламенте свой мирный план, полностью основанный на Минских соглашениях. Можно предположить, что сейчас в Украине активно реализовывается сценарий выполнения «Минска-2», причем под диктовку российской стороны.
На днях Трехсторонняя контактная группа в Минске приняла важнейшие решения. Во-первых, было достигнуто соглашение о прекращении огня на линии разграничения в ночь на 22 июля. Как объяснил представитель Украины в подгруппе по политическим вопросам в Минске Роман Бессмертный, договор о так называемом «хлебном перемирии» предусматривает запрет на любое ведение огня, с персональной ответственностью лиц, виновных в нарушении этого режима.
Также представители ТКГ договорились об обмене заложниками в формате 208 на 69, где 208 человек должна вернуть Украина, а 69 – боевики. В число этих людей, правда, не входят 24 украинских моряка, попавших в плен в ноябре 2018 года. Кроме того, сам обмен также не будет мгновенным – процедура требует определенной подготовки. Однако, если эти договоренности ТКГ будут реализованы, можно будет говорить о первых широких шагах, сделанных в сторону мирного разрешения конфликта на Донбассе.
Эти шаги делаются в соответствии с Минскими соглашениями. Пункт первый этого документа предполагает полное прекращение огня, а пункт 6-й – освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц в формате «всех на всех».
Любой человек, внимательно следивший за событиями на Донбассе, может сделать замечание – мол, перемирия были и раньше, но рано или поздно стрельба все равно возобновлялась. Из-за этого «Минск-2» никогда не выполнялся даже в самом первом пункте. Однако сейчас кое-что изменилось.
Во-первых, появилась важная оговорка об ответственности лиц, по чьей вине может произойти срыв перемирия.
Во-вторых, сейчас процесс возглавили силы, одинаково заинтересованные в прекращении огня. Правда, мотивация у этих сил различна.
С одной стороны – это президент Владимир Зеленский, который пообещал перед выборами покончить с войной и освободить заложников. К чести главы государства, складывается впечатление, что он готов выполнить это обещание любой ценой. В частности, 18 июля у Зеленского предложили обменять украинского политзаключенного Олега Сенцова на задержанного в Киеве российского журналиста Кирилла Вышинского.
С другой стороны – это кум президента Владимира Путина, глава политсовета партии «Оппозиционная платформа – За життя» Виктор Медведчук. Согласно рейтингам, ОПЗЖ приобретает все новых и новых сторонников, «откусывая» рейтинг именно у партии Зеленского «Слуга народа». Это происходит именно благодаря активной деятельности Виктора Медведчука, который способствует освобождению пленных, ездит в Москву на переговоры с российским руководством и активно позиционирует себя как миротворца.
В частности, пока ТКГ заседала в Минске, Медведчук успел побывать в Страсбурге, где представил евродепутатам свой «мирный план», полностью основанный на Минских соглашениях. А сразу же после Страсбурга Медведчук встретился с Путиным. Участники беседы пришли к выводу, что урегулирование на Донбассе возможно только в случае прямого контакта официальной киевской власти с представителями «ДНР» и «ЛНР».
Другими словами, Владимира Зеленского призывают начать разговор с лидерами боевиков, которые фактически управляются из Кремля. При этом Россия готова выступать в этих переговорах исключительно в роли посредника, но никак не стороны конфликта.
Это полностью укладывается в рамки «Минска-2», но совершенно не соответствует заявлениям самого Зеленского, который настаивал на прямых переговорах с Владимиром Путиным. Кроме того, диалог с боевиками противоречит пятилетней политике предыдущего руководства Украины, не желавшего вести переговоры с террористами.
Стоит напомнить, что выполнение «Минска» означает легализацию главарей боевиков через местные выборы, фактическую федерализацию Украины (одна из давних инициатив Виктора Медведчука), с предоставлением ОРДЛО особого статуса, а также полное «забалтывание» крымского вопроса. Все это очень невыгодно Украине, поскольку оставляет ее в орбите российского влияния, через донбасских марионеток, получивших статус украинских политиков.
По всей видимости, Медведчук стал главным орудием Кремля в этом процессе. Украинским вопросом в Москве ранее занималась группа помощника Путина Владислава Суркова, который являлся сторонником замороженного конфликта. Однако, по данным группы «Информационное сопротивление», в последнее время Суркова начал отодвигать Виктор Медведчук, предлагающий, как видим, мирное решение конфликта в рамках Минских договоренностей.
Именно поэтому, «хлебное перемирие» на этот раз обещает быть довольно стойким. Это значит, что Минский процесс будет развиваться и дальше под строгим кураторством Кремля, а многие пленные в скором времени действительно вернутся домой. Очевидно, Владимир Зеленский пока предпочитает не замечать эту «многоходовочку», действуя по принципу «все ради мира» и «люди любой ценой». Тактически это правильное решение, ведь тому же Олегу Сенцову и другим узникам вряд ли будет интересно, благодаря каким сделкам было куплено их освобождение.
Но стратегически такая тактика приведет к тому, что Владимир Зеленский потеряет субъектность в процессе мирного урегулирования и приведет страну в ту «гавань», где ее желает видеть Москва.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»