Сдай коррупционера – получи деньги: сможет ли «Слуга народа» устранить коррупцию

Читати українською
Дмитрий Яблоновскийфинансовый аналитик
Борис Малышевэксперт по правовым вопросам

21 июля в Украине стартуют досрочные парламентские выборы. И уже традиционно политические силы вошли в избирательный процесс не только с билбордами, но и с обещаниями. «Слово и Дело» выделило все обещания из программ тех партий, которые, по прогнозам социологов, могут пройти в новый парламент. Мы разбили их по темам и сегодня предлагаем посмотреть программные положения президентской партии по борьбе с коррупцией. В частности, партия «Слуга народа» намерена вернуть ответственность чиновников за незаконное обогащение, обеспечить независимость антикоррупционных органов, ввести обязательную конфискацию имущества коррупционеров и запустить систему денежного вознаграждения для граждан, установивших факт коррупции.

Заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Дмитрий Яблоновский отметил, что партия очень упрощает борьбу с коррупцией.

«Да, инициативы об ответственности чиновников относительно незаконного обогащения нужны. Была отмена этой нормы, вернуть ее нужно и можно, но здесь не все просто. Вопросы к данной норме были. Вернуть ее нужно так, чтобы не было претензий Конституционного суда, чтобы не было потенциального нарушения прав граждан. Здесь уже вопрос в том, смогут ли так сделать», – подчеркнул Яблоновский.

Что касается конфискации имущества, то здесь много юридических моментов. С коррупцией можно бороться по-разному – силовыми методами, проактивно, уменьшая потенциальные источники коррупции. Когда речь о потенциальных источниках, это, например, государственная собственность на предприятиях, добавил он.

«Например, если мы проведем дерегуляцию, уменьшим влияние чиновников на бизнес, это также устранит источник коррупции. Когда, условно говоря, нет лишней регуляции, чиновник просто не сможет требовать дополнительных взяток за то, что предприятие чего-то не соблюдает. Это проактивные методы», – пояснил эксперт.

Борьба с коррупцией: что обещают политические партии на выборах-2019Ни одного обещания относительно борьбы с коррупцией нет в предвыборной программе партии Батькивщина.

Если говорить о борьбе с коррупцией силовым способом, то там важно, чтобы наказание было неотвратимо. В программе могут написать и об ответственности, и о конфискации, даже о смертной казни. Однако, если суды останутся такими, как сегодня, ничего не получится, уточнил он.

В случае коррупционных дел на госпредприятиях очень часто все заканчивается тем, что в тюрьму никто не попадает. Более того, обвиняемый, как правило, не руководитель госпредприятия, а какой-то частный предприниматель, который что-то продал по завышенной цене. При этом обвиняемый получает часто не реальный срок наказания, а какой-то штраф, акцентировал специалист.

По его убеждению, фиксироваться нужно не на увеличении наказания в части полной конфискации имущества, а на неотвратимости наказания. Возможно, в некоторых случаях наказание должно быть и меньше, но главное – чтобы оно было неотвратимо. Только тогда это положение будет работать в реальности.

Также инициатива денежного вознаграждения за разоблачение коррупционера может сработать, но в мелких вещах, отметил он.

«Да, это реально, например, в случаях, когда полиция берет взятки. Но если депутат или группа за что-то голосуют в обмен на другие решения, которое затем позволяют монополизировать что-либо, как тогда быть?», – подчеркнул экономист.

Возможна такая комбинация, когда никто никому взяток не платит, а просто меняют голоса за один законопроект на другой. Здесь никого не поймаешь, никакого вознаграждения не получишь, но это макрокорупция.

Поэтому программное обещание относительно денежного вознаграждения можно реализовать, но только в случаях бытовой мелкой коррупции. К тому же следует изучать опыт других стран, потому что он неоднозначен, добавил Яблоновский.

Доктор юридических наук, эксперт Центра политико-правовых реформ Борис Малышев отметил, что данный инструмент можно воплотить, но при определенных условиях. Практика вознаграждения обличителя коррупционного преступления работает в некоторых странах, например, в США. Речь идет об американском законе Линкольна.

«Сработает ли это в Украине, зависит от нескольких факторов. Во-первых, от реформирования правоохранительных органов – полиции, которая будет обеспечивать защиту обличителю. Во-вторых, должно происходить реформирование НАБУ, если речь идет о значительных коррупционных преступлениях», – пояснил он.

Есть различные варианты воплощения этой модели. Однако следует учесть, что у нас вопросы защиты обличителя предусмотрены законом «Об отмывании коррупции». НАПК предоставляет ежегодные отчеты. В частности, там указывается, скольким людям при содействии НАПК предоставили защиту, уточнил эксперт.

Кроме того, что законодательство не выписано, есть еще и ментальная проблема. Обличитель в определенных кругах общества может восприниматься негативно, кто-то вроде стукача. Отдельный вопрос по поводу вознаграждения. Пока непонятно, из чего высчитывается это вознаграждение и процент, какая именно сумма, добавил он.

«Нужно ли ждать приговора? Если да, то это может растянуться на годы. Или просто сообщил, и уже будет какое-то определенное вознаграждение только за это? А если преступление не будет доказано? К тому же не исключено, что будут и ложные сообщения. Поэтому важно, каким будет этот инструмент», – резюмировал Борис Малышев.

Подробнее о том, как партии обещают бороться с коррупцией, – на инфографике. Также мы писали о том, что партии обещают по поводу зарплат и налогов.

С программами всех партий, их положениями, списками и кандидатами в одномандатных округах можно ознакомиться в нашем разделе «Выборы».

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: