«Прозрачная» политика: что из обещанного Зеленским уже провалили или выполнили другие политики

Читати українською
Владимир Зеленский обещает внедрить прозрачную политику. Мы провели аналогию между его обещаниями и обещаниями других политиков.
Слово и Дело

Последние социологические опросы говорят о том, что Владимир Зеленский имеет максимальные шансы на президентство. «Слово и Дело» уже вдоль и поперек изучило программу лидера гонки, в частности, вместе с экспертами мы разобрались, какие обещания можно назвать трудновыполнимыми. Сегодня мы остановимся на тех обещаниях, которые можно объединить под общим понятием «прозрачная политика», и посмотрим, кто из политиков уже брал на себя похожие заверения.

Отзыв депутатов и чиновников

Среди первых своих законопроектов Зеленский обещает внести законопроект «Об отзыве народного депутата Украины». Обещание далеко не новое, многие политики давали его, баллотируясь в Верховную раду в 2014 году, но вот выполнить его пока не удалось никому.

За время работы восьмого созыва парламента было внесено несколько таких законопроектов:

• «Об отзыве народного депутата Украины» (инициатор Сергей Мищенко) – находится в комитете;

• «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно усовершенствования процедуры отзыва по народной инициативе)» (инициаторы Ирина Сысоенко, Любомир Зубач, Татьяна Острикова и Анна Романова) – находится в комитете;

• «Об отзыве народного депутата Украины» (инициатор Тарас Батенко) – снят с рассмотрения;

• «О внесении изменений в закон Украины «О статусе депутатов местных советов» (относительно упрощения процедуры отзыва депутатов)» (инициаторы Михаил Гаврилюк, Сергей Мартыняк, Александр Дубинин, Максим Курячий, Виктор Романюк, Геннадий Кривошея, Сергей Лабазюк» – снят с рассмотрения;

• «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования процедуры отзыва депутатов местных советов» (инициировал Александр Сугоняко) – находится в комитете;

• «О внесении изменений в некоторые нормативные акты Украины (относительно процедуры отзыва депутатов местных советов)» (инициаторы Юрий Левченко, Михаил Головко, Олег Осуховский, Андрей Ильенко, Александр Марченко) – находится в комитете.

Как видим, судьба этих законопроектов либо годами «висеть» на рассмотрении комитета, либо в сессионном зале для них просто нет голосов. А обещаний разработать соответствующий механизм было гораздо больше. К примеру, Ярослав Дубневич в предвыборной программе обещал приложить все усилия для принятия законопроектов об отзыве депутатов. Но своих инициатив он не вносил, а за закон «О местных выборах» не голосовал. В законе предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий депутата по решению высшего руководящего органа политической партии, избранного по избирательному списку депутатов местных советов и по народной инициативе.

Передумали вносить законопроект об отзыве депутатов, хотя и обещали, Александр Онищенко, Владимир Зубик (хотел отзывать мажоритарщиков), Владислав Бухарев (обещал отзывать еще и чиновников), Петр Сабашук, Сергей Хлань, Сергей Каплин, Сергей Мельник, Олесь Довгий, Андрей Река, Андрей Шинькович, Борис Козырь.

Сергей Рудык в предвыборной программе обещал предоставить местным общинам право отзывать депутатов всех уровней. Законопроект «О местных выборах», который предусматривал возможность досрочного прекращения полномочий депутата, Рудык не поддержал, своих инициатив он не вносил.

Нардепы не хотят разрабатывать законопроекты о возможности их отзываСлово і Діло

Большие планы были у Владимира Арешонкова: в 2014 году он пообещал инициировать внедрение действенного механизма влияния граждан на назначение и отстранение от должности руководителей полиции, прокуроров, руководителей налоговой, а также председателей местных администраций. Однако таких инициатив в парламент депутат не вносил, а законопроекты относительно деятельности этих ведомств – «О Национальной полиции», «О прокуратуре», «О Государственной фискальной службе Украины» – соответствующих норм не предусматривают.

Вадим Рабинович в 2016 году пообещал инициировать законопроект о праве отзыва представителей всех ветвей государственной власти: «Должны быть параметры отзыва депутатов, судей, премьера, президента. Я хочу инициировать законопроект о праве отзыва в каждой из ветвей государственной власти, тогда мы получим хоть минимальные возможности влиять на такую власть». Этих возможностей депутат украинцам не дал, не зарегистрировав обещанные законопроекты.

В 2015 году президент Петр Порошенко в ответ на электронную петицию поручил тогдашнему спикеру Верховной рады Владимиру Гройсману рассмотреть возможность отзыва народных депутатов избирателями. Гройсман заверил, что парламент рассмотрит внедрение механизма. «Я считаю, что ответственность депутатов ВР за выполнение своих обязанностей должна быть повышена», – подчеркнул он. Несмотря на это, пока Гройсман руководил Радой, такой законопроект рассмотрен не был. Своих инициатив он не регистрировал и ушел руководить Кабинетом министров, не реализовав обещание.

Народное вето и народная законодательная инициатива

«Мой первый законопроект «О народовластии». В нем мы вместе закрепим механизм, по которому только народ Украины будет формировать основные задачи для власти через референдумы и другие формы прямой демократии», – говорится в программе Зеленского.

Народовластие – это мы уже проходили в обещаниях все тех же народных депутатов восьмого созыва. Например, Николай Люшняк перед выборами обещал инициировать введение народного вотума недоверия и народного вето. В теории граждане на референдуме смогли бы отменять решения органов власти и местного самоуправления, а также отправлять в отставку главу местной администрации, руководителя полиции и налоговой, прокурора или судью. Но Люшняк таких законопроектов вносить не стал.

Народное вето и вотум недоверия также обещали Анатолий Евлахов, Константин Ищейкин, Вадим Кривохатько. Но никто из них соответствующих законопроектов не вносил.

Отметим, что единственный законопроект «О народном вето и народном вотуме недоверия» был внесен в Раду Павлом Ризаненко в 2017 году. Документ до сих пор находится на рассмотрении профильного комитета.

Открытость информации

Зеленский обещает, что вся информация о формировании и использовании бюджетов, проведение тендеров, закупок, аукционов будет доступна всем. Публичные реестры, открытые информационные системы – все это чиновники обещают с завидной регулярностью. Но чиновники, в основном, местного уровня.

Мэр Киева Виталий Кличко, еще только баллотируясь на этот пост, обещал ввести четкие и прозрачные процедуры рассмотрения земельных вопросов – открытые и публичные аукционы. В октябре 2014 года впервые за шесть лет состоялись открытые земельные торги по продаже земельных участков коммунальной собственности города. В начале 2015 года в городской администрации сообщили, что властям удалось упорядочить процедуры отвода земли. На заседание земельной комиссии приглашают общественность и журналистов, чтобы обеспечить прозрачность принятия решений. Земельный вопрос, который вызывает сомнения у комиссии или депутатов Киевсовета, снимается с рассмотрения для более детального изучения. А все заседания комиссий открыты для представителей СМИ. Так что это обещание мэр выполнил.

Он также выполнил обещание обеспечить прозрачность городского бюджета. В июне 2015 года Кличко представил электронный бюджет столицы и сообщил, что Киев стал первым «умным» городом в Украине. Проект открытого бюджета является первым этапом реализации в столице системы Smart City. По словам мэра, эта система дает возможность киевлянам полностью контролировать и городскую администрацию, и администрации районов.

«Прозрачный бюджет» смог внедрить и мэр Винницы Сергей Моргунов. Городской голова Николаева Александр Сенкевич также обещал прозрачное использование средств городского бюджета. Летом 2016 года горсовет присоединился к проекту «Открытый бюджет», подписав меморандум о сотрудничестве с ОО «Центр политических студий и аналитики «Эйдос». Через «Открытый бюджет» город получает визуализацию бюджета в виде графиков и диаграмм. Благодаря порталу жители Николаева имеют доступ к показателям поступления и использования средств бюджета.

На государственном уровне самым большим успехом в этой сфере можно считать внедрение системы электронных государственных закупок ProZorro.

Напомним, ранее «Слово и Дело» описало всю историю с дебатами между Петром Порошенко и Владимиром Зеленским.

Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: