Обещание кандидата: чего не хватает Украине, чтобы стать транспортным хабом

Читати українською
Наталья ФорсюкДиректор Национального Секретариата CoST в Украине
Андрей Мартенсэксперт РПР в дорожной отрасли

По результатам первого тура наибольшее количество голосов избирателей получили Владимир Зеленский и действующий президент Петр Порошенко. «Слово и Дело» решило проанализировать программные обещания кандидатов на пост президента Украины. Сегодня рассматриваем инициативы Петра Порошенко относительно транспорта и развития современной инфраструктуры. В частности, кандидат обещает добиться для Украины статуса транспортного хаба Восточной Европы.

Директор Национального секретариата CoST в Украине Наталья Форсюк отметила, что Украина прежде всего должна следовать Стратегии развития автомобильных дорог Украины на 2018-2022 годы. Этой программой предусмотрено 300 млрд грн на 5 лет. Это финансирование, которое предусмотрено на ближайшие годы.

«Сможем ли мы выделить больше денег, сказать сложно. Однако вопрос даже не только в финансировании. Даже если мы сможем найти больше денег, вопрос еще и в том, будет ли столь быстро развиваться рынок», – подчеркнула Форсюк.

Инфраструктура, производство, IT-технологии и АПК: что обещают Порошенко и ЗеленскийЛидерство в IT-сфере, европейские дороги, контроль за вырубкой лесов и отказ от пластика в Украине обещают кандидаты в президенты.

По ее словам, на сегодня уровень конкуренции на торгах недостаточен. Вопрос в том, насколько страна сможет развить рынок, чтобы реально стало больше подрядчиков, которые способны выполнять работы.

«Сейчас они выполняют работы на пределе, свободных мощностей у них нет. Поэтому получается, что нужно идти только путем привлечения дополнительных кредитных средств и иностранных подрядчиков. Только так можно увеличить темпы, которые есть сейчас», – отметила она.

Однозначно, за 5 лет транспортным хабом стать если не невозможно, то очень трудно. Разве что Украину поддержат Всемирный банк и ЕБРР кредитными линиями. При этом на сегодня есть еще одна проблема – Украина не успевает использовать даже те средства, которые нам предоставляют для ремонта дорог. Два года назад Всемирный банк вообще отозвал свою кредитную линию, потому что Украина не успевала выбирать средства именно в дорожной отрасли, напомнила эксперт.

«Это вопрос эффективности управления. К тому же закупочные процедуры затягиваются на разных этапах. Есть примеры, когда разрываются договоры, потому что подрядчики не могут выполнить своих обязательств. Соответственно, откладывается реализация проектов», – пояснила она.

В 2016 году «Укравтодор» расторг контракт с итальянцами по выполнению ремонтных работ на дороге М-03 Киев-Харьков-Довжанский в Полтавской области, а в 2018 году – с китайцами. Это управленческая проблема, уточнила Форсюк.

Менеджер группы реформирования дорожной отрасли «Реанимационного пакета реформ» Андрей Мартенс констатировал, что объем финансирования в размере 250-300 млрд грн недостаточен не то чтобы для создания хаба, а и просто для приведения в порядок наших дорог.

«Поэтому для того, чтобы добиться таких результатов, в первую очередь нужно показать, откуда пойдут деньги», – отметил Мартенс.

По его словам, сейчас объем финансирования составляет около 50 млрд грн.

«Пусть на дороги государственного значения пойдет около 60%. Это около 30 млрд грн. Из них часть пойдет на погашение процентов и долгов по кредитам, часть – на эксплуатационное содержание. На дороги дойдет 10-12 млрд грн», – уточнил он.

Эксперт обратил внимание, что в прошлом году был примерно такой же объем финансирования и за год сделали около 1 тыс. км дорог. При этом у нас 50 тыс. км дорог государственного значения.

Если мы будем финансироваться такими темпами, то понадобится около 50 лет. Срок президентства – 5 лет. Простая арифметика говорит о том, что создать из Украины хаб не получится.

Даже если взять опыт наших ближайших соседей – Польши, то им на реализацию масштабных инфраструктурных проектов понадобилось около 10 млрд евро в год дополнительного финансирования, которое выделял Евросоюз. Кроме того, выделяли собственные средства примерно в таком же объеме, подчеркнул специалист.

Нам необходимо выделять 250-300 млрд в год, а это колоссальные деньги и нашего собственного бюджета не хватит. Нужно брать деньги у международных финансовых организаций? Но и сейчас нам не особо много дают, и не в полном объеме оно идет на дороги, акцентировал он.

«Я соглашусь, что развитие инфраструктуры создаст стимулы для развития экономики, но для этого нужна государственная программа, и у Порошенко была такая возможность. Почему она не была принята в 2014 году? Деньги тратились на рефинансирование банков вместо того, чтобы запустить огромное количество инфраструктурных проектов», – резюмировал Андрей Мартенс.

Подробнее о том, как претенденты на пост главы государства собираются ремонтировать украинские дороги, развивать IT-технологии, промышленность и агропромышленный комплекс – здесь.

Какие обещания зафиксированы в программе кандидата Петра Порошенко и реально ли их выполнить – по ссылке.

Также «Слово и Дело» писало, что обещает кандидат в президенты Украины Владимир Зеленский.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: