Как кандидаты в президенты соревновались в медиа: факты и цифры

Читати українською
Карина Самохваловажурналист

ЦИК подсчитала голоса избирателей. Шестерка победителей неизменна: Владимир Зеленский, который почти вдвое популярнее Петра Порошенко, Юлия Тимошенко, Юрий Бойко, Анатолий Гриценко и Игорь Смешко. Что же помогло кандидатам занять призовые места? Кто платил больше, а кто ходил на каналы даром? Проанализируем медиа-стратегию наиболее успешных потенциальных президентов.

Точный выстрел

Шестое место – Игорь Смешко

Еще полгода назад мало кто вспоминал о существовании руководителя СБУ времен президента Кучмы. Генерал-полковник долгое время не выдавал собственных политических амбиций и вдруг такой точный выстрел. Многие эксперты считают, что успехом на выборах Смешко обязан писателю и телеведущему Дмитрию Гордону, который регулярно вспоминал его во время эфиров на телеканалах. Один пост Гордона с намеком на «лучшего президента Украины» просмотрели 2 миллиона 155 тысяч 429 человек.

63-летний Смешко активный пользователь соцсетей. У него есть собственный аккаунт в Facebook. Регулярно пишет 2-3 поста в день. Правда лично пишет редко – приблизительно раз в две недели, в основном дает ссылки на собственные интервью газетам и телеканалам.

В его Youtube – только ссылки из каналов и интервью. Собственный контент отсутствует.

Несмотря на активное неприятие Смешко журналистов, каждый второй его пост – это наставление, что не так спросили и сказали о нем СМИ. У него есть своя, очень лояльная к кандидату, журналистская братия – каналы «112 Украина» и NewsOne. Оба принадлежат близкому соратнику Виктора Медведчука нардепу Тарасу Козаку. Благосклонны к нему также главные редакторы телеканалов, газет и сайтов ZIK, «День» и уже упомянутое издание «Гордон».

По данным Информационного центра «Электронные вести», на 13-й неделе (с 25 по 31 марта) 2019 года кандидат Смешко упоминался в СМИ 1 тыс. 518 раз (+234,4 по сравнению с предыдущей неделей).

Снова непроходной

Анатолий Гриценко – 5-е место

Классическая медиакампания Мостовой-Гриценко. Гостевые студии на топ-каналах с упором на каналы холдинга Пинчука (также по всей стране во время предвыборных туров кандидата).

Кроме медиа-поддержки ICTV, Гриценко был желанным гостем в «Обозревателе» Бродского, на ZIK Дыминского, «24 канале» Садового, «Нашем» Мураева и 1+1 Коломойского – почти универсальный полковник, которого любят СМИ. Кроме телеканалов влияния Медведука, где Гриценко перестал появляться за несколько месяцев до выборов (а до того ходил туда, как на работу).

Анатолий Гриценко, который баллотировался в президенты в третий раз, освоил Facebook. Пишет часто и много. Из всех кандидатов у него самые длинные посты – специалисты называют их «простынями».

За неделю до выборов кандидат воспользовался политической рекламой и заплатил за 9 рекламных постов. Гриценко с удовольствием постит видео и анонсы своих поездок в регионы.

В его Youtube не очень много сторонников – 17 тысяч. Как и кандидат Смешко, он в основном постит свои походы на каналы. Есть рекламные ролики, но немного. Их отсняли в «группе поддержки»: Катеринчук, Добродомов, Фирсов. Наиболее популярный – «Гриценко и Садовый объединились» – собрал 1 млн 600 тыс. просмотров.

По данным Информационного центра «Электорнные вести», на 13-й неделе (с 25 по 31 марта) 2019 года кандидат Гриценко упоминался в СМИ 5 тыс. 30 раз (+148,9% по сравнению с предыдущей неделей).

Летчик

Юрий Бойко занял 4-е место на выборах

Его медиакампания была действительно президентской. Встречи Бойко с избирателями по всей стране были четко рассчитанными на конкретного избирателя – русскоязычного ностальгирующего по прежней власти. Даже такую аудиторию Бойко пытался удивлять и провоцировать – крестил детей на камеру и летал в Москву. Медиаповоды всегда охотно освещали камеры и даже квадрокоптер. Кандидат за круглым столом давал интервью нескольким телеканалам, будто он уже президент. Медиа поддержка Бойко – телеканалы «Интер», «112 Украина» и NewsOne.

А вот в соцсетях Бойко был малоактивен. В Facebook у него 3,5 тысячи фолловеров.

Хотя совсем неактивным назвать Бойко нельзя. За него активно «топил» раскрученный русскоязычный блогер Анатолий Шарий, у которого почти 2 миллиона подписчиков.

По данным Информационного центра «Электронные вести», на 13-й неделе (с 25 по 31 марта) 2019 года кандидат Бойко упоминался в СМИ 4 тыс. 313 раз (+78,6 по сравнению с предыдущей неделей).

Новый курс

Юлия Тимошенко не попала во второй тур и получила третий результат на выборах

Ее медиастратегия – «все должно быть идеально» – выгодная эксплуатация ума и красоты лидера и массовые бомбежки СМИ новостями «Баткивщины». Юлия Тимошенко легко собирала камеры на свои медийные поводы. На избирательном участке 31 марта ее голосование снимали 50 камер.

Тимошенко желанный гость на любом телешоу, журналисты называют ее «рейтинговой», но она разборчивая и идет только туда, где будет один на один с ведущим и без конкурентов. В ее медийной команде только профессионалы, но часто прислушивалась к ним сама Госпожа (как ее называют сторонники)? Даже текст написанный не ею, а профессиональным райтером, она наотрез отказывалась произносить, заметил как-то политтехнолог Алексей Мустафин.

Со СМИ у Юлии Тимошенко все хорошо – кто-то ее обожает, кто-то ненавидит, но ее точно не игнорируют. А как с сетями?

«Новый курс» коснулся и соцсетей. Около полугода у Юлии Тимошенко новый стиль написания постов. Короткие и понятные месседжи, которые часто заканчиваются молодежным сленгом «лайк и шер, пожалуйста»). Facebook «прикольный» с профессиональными фото, снятыми будто случайно, с выигрышными ракурсами и вирусным видео! Все рекламируется.

По данным Информационного центра «Электронные вести», на 13-й неделе (с 25 по 31 марта) 2019 года кандидат Тимошенко упоминалась в СМИ 9 тыс. 372 раза (+96,1% по сравнению с предыдущей неделей).

Виртуальная реальность

Сегодня президент Петр Порошенко объективно второй

Несмотря на весь властный ресурс и бесконечный пиар на армии, языке, вере, правильные слоганы не сработали. Более того, президент еще и попал в медиа-скандал, когда его бордовая кампания «Кандидатов много, а президент один» полностью была слизана с избирательной кампании российского президента Путина в 2012 году.

Владелец «5 канала» за 5 лет своего правления старательно выстроил медиаимперию и многочисленные ботофермы и легко выжил из страны неподконтрольные медийные лица – Саакашвили и Шустера. Его рекламные посты в Facebook стоили от 1 до 5 тыс. долларов. Президент хотел быть классным виртуально – читайте меня в Twitter и Facebook, а настоящие пресс-конференции могли быть только раз в год. Грязь на оппонентов потоками лилась с пропорошенковского телеканала «Прямой». Проблема в том, что страна изменилась, люди изменились, а медиастратегия медиамагната – нет.

По данным Информационного центра «Электронные вести», на 13-й неделе (с 25 по 31 марта) 2019 года кандидат Порошенко упоминался в СМИ 13 тыс. 82 раза (+71,7% по сравнению с предыдущей неделей).

Виртуальный лидер

Экспериментальную для украинской политики диджитал-структуру предложил победитель первого тура – Владимир Зеленский

Интересно, что у «Зе!Президент» нет собственной страницы в Facebook. За него работает «Команда Зеленского» с 410 тысячами подписчиков (для сравнения у Порошенко и Тимошенко на Facebook более 2,2 млн сторонников).

«Зе президент» уверенно освоил соцсети. Кроме Facebook, есть официальный Instagram, официальный Telegram-канал и Twitter. Еще у них два YouТube-канала – «Зе!Президент» на 210 тыс. подписчиков и «Команда Зеленского» на 20 тыс.

Все ролики Зеленского медийно правильные – ровно по 30 секунд.

Диджитал-стратегия, признается его политтехнолог Петр Федоров, съела 1% общего бюджета избирательной кампании кандидата.

Только в день голосования, 31 марта, лишь одна страница «Команда Зеленского» потратила на рекламу в Facebook минимум 13 тыс. 320 долларов – это 132 поста с призывом идти голосовать на узнаваемом зеленом фоне. По 100 долларов за каждый пост.

Не меньшее количество постов вышло и в «день тишины», 30 марта. Формально закон не нарушили, ведь за кого голосовать не агитировали. Но кому принадлежали рекламные постеры с символикой Зе, точно догадался каждый.

Команда Зе хорошо разбирается в таргетинге. Каждый пост был направлен на конкретную область и на конкретную возрастную аудиторию. Подавляющее большинство постов рассчитаны на студентов – 44% мужчин и 55% женщин.

Также записали персональное обращение для YouТube с призывом голосовать: «Привет, Жмеринка», «Привет, Кропивницкий» и т. д.

«Зе Команда» начала активно рекламироваться на сериале «Слуга народа» 28 января. И до середины февраля испытывала многочисленные атаки и блокировалась. В соцсетях до сих пор висит забаненая реклама Зеленского – «Эта реклама больше не показывается, потому что она нарушает Правила размещения рекламы Facebook».

Соцсети и сериал «Слуга народа 1,2,3» – это и есть медиастратегия виртуального победителя первого тура президентских выборов. На каналах он появлялся 2-3 раза официально и пару раз случайно. Пока без суфлера и заученного текста Владимир Зеленский общаться не готов. Но все может измениться.

По данным Информационного центра «Электронные вести», на 13-й неделе (с 25 по 31 марта) 2019 года кандидат Зеленский упоминался в СМИ 10 тыс. 560 раз, что на 99,4% больше по сравнению с предыдущей неделей.

Источник: социальные сети политиков.

Официальные данные расходов политиков на Facebook можно найти здесь.

Карина Самохвалова, специально для «Слова и Дела»

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: