Судебные процессы обычно длятся очень долго и требует исчерпывания всех возможных досудебных инструментов решения спора. Это один из обязательных элементов обоснования, поэтому подать иски в самом начале невозможно, они будут завернуты.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал политолог, руководитель Единого координационного центра «Донбасс» Олег Саакян, оценивая заявление министра юстиции Павла Петренко о том, что Украина подала 5 исков против РФ в международные суды.
«Подать иски в самом начале невозможно, они будут завернуты. Так произошло в Грузии в свое время. Суд исходя из того обстоятельства, что не были использованы все остальные инструменты, то есть не было доказано, что они использованы, в итоге завернул дело назад. Этим, вероятно, продиктовано такое серьезное затягивание», – отметил Саакян.
По его мнению, у Украины есть все шансы отстоять свою позицию в международных судах, об этом свидетельствуют и действия РФ.
«Несколько лет назад, когда Украина начала подавать определенные иски, РФ отменила у себя преимущество международного права над национальным. То есть поставила свое национальное право выше международных обязательств, тем самым внутри страны сняла с себя обязательство выполнять решения международных институтов. Это говорит о том, что РФ готовится к тому, что решения могут быть не в их пользу», – напомнил он.
Если будет профессиональная юридическая работа внутри самого процесса, то со временем мы можем получить решение в пользу Украины, однако это точно не короткие сроки и не по всем делам одновременно, уточнил политолог.
Другой вопрос, будет ли решение суда выполнено, добавил он.
Что касается наказания руководства государства, то инструменты для этого существуют. Были прецеденты после Второй мировой войны, после Балканских войн, подчеркнул эксперт.
«Однако шансов взять живым, грубо говоря, не очень много. Обычно ответственность несло окружение, исполнители, а руководитель часто не доживал до момента международного трибунала. Условия, в которых можно привлечь к ответственности руководство государства, обычно возникают тогда, когда этот государь уже становится обузой для своей элиты. Ну, или когда государство на грани катастрофы», – пояснил он.
Часто первыми до руководителя государства добираются либо собственные элиты, либо собственные военные, либо граждане, а не международные институты, и тогда суд уже мог бы быть еще и спасением для таких тоталитарных лидеров, акцентировал специалист.
По его словам, в случае с Путиным есть спорные вопросы. В частности, удастся ли его привлечь к выполнению наказания.
«Будет фигурировать целая плеяда, как это было после Второй мировой. Привлекались и представители медиа, которые занимались пропагандой вражды, подстрекали к убийствам, и военные, которые отдавали приказы. В данном случае ответственность будет нести коллективный Путин», – резюмировал Олег Саакян.
По словам министра юстиции Павла Петренко, первое дело, которое касается аннексии Крыма, будет рассматриваться 27 февраля. Кроме того, имеется дело по Донбассу, которое объединило в себя все эпизоды, начиная с момента военной агрессии до текущего времени, дело по политзаключенным и украинским морякам, а также дело по украинским детям-сиротам, которые в 2015 году были вывезены на территорию РФ.
Интервью министра юстиции «Слову и Делу» читайте по ссылке.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»