Выборы-2019: что грозит за нарушения и почему никто не боится наказания

Читати українською
Юлия Кириченкоэксперт Центра политико-правовых реформ

За нарушение во время выборов предусмотрена административная ответственность или конституционно-правовая. Об этом говорится в законе о выборах президента Украины.

Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказала эксперт по конституционному праву Юлия Кириченко, оценивая проблему нарушений во время выборов.

«В рамках закона «О выборах президента Украины» предусмотрена административная ответственность, которая связана с административным разбирательством. Это когда непосредственно комиссии разного уровня имеют возможность наложить санкции на кандидата, который идет в президенты, на его доверенных лиц или других субъектов», – отметила Кириченко.

По ее словам, это может быть предупреждение, снятие с регистрации, наложение штрафов в зависимости от состава преступления и этапа, где что нарушено.

Арсен АваковМинистр внутренних дел Украины
Аваков пообещал не допустить применение незаконных схем на выборах 2019 годаСказано 29 декабря 2018 г.Статус обещания: В процессе

«Есть ответственность за административные нарушения. Речь о Кодексе об административной ответственности. Это еще не преступления, но есть определенный состав, могут предположить субъекты избирательной кампании. Соответствующим образом будет накладываться ответственность, но не в рамках Уголовного кодекса, а Кодекса об административной ответственности. Это уже рассматривают суды», – пояснила она.

В частности, в МВД уже заявляют, что полиция будет реагировать на заявления отдельных субъектов или может по своей инициативе составлять протоколы, подавать в суд, а суд уже будет выносить решение, добавила эксперт.

Также предусмотрена уголовная ответственность за избирательные преступления. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, суд рассматривает эти вопросы. Лицо может быть осуждено вплоть до лишения свободы, уточнила она.

_«Есть и новые составы преступления, связанные с принятием закона о предотвращении политической коррупции, когда есть проблемы относительно финансирования избирательных кампаний. Это так называемая политическая коррупция. Конечно, подкуп. Здесь также полиция играет большую роль. На начальном этапе она обнаруживает эти преступления, расследует и передает дело в суд», – подчеркнула специалист.

Сейчас за подкуп мы не видим ответственности в судебном порядке. Подкуп граждан во время выборов в разных формах, к сожалению, присутствует в каждой кампании. Крупные организованные схемы, о которых все знают, но ответственности за них нет, констатировала она.

Эксперт уточнила, что в связи с принятием закона о предотвращении коррупции в нынешней избирательной кампании будет новая проблема – теневое финансирование избирательных компаний. НАПК проверяет отчеты политических партий, ЦИК – отчеты кандидатов, и в зависимости от объемов нарушений предусмотрены различные составы преступлений, включая лишение свободы.

Избирательная реформа: кто дал решающие голоса?Мы решили наглядно показать, как парламентские фракции и группы голосовали по проекту нового Избирательного кодекса.

«Важно, как справится с этим полиция, поскольку это нечто новое и для полиции, и для суда. Будет ли здесь ответственность – вопрос. Теневые деньги на избирательных кампаниях наносят большой вред формированию демократической власти, честному ходу выборов», – отметила она.

По ее словам, к сожалению, сложилась ситуация, когда наказания за нарушение никто не боится, так как не действует принцип неотвратимости наказания.

«Проблема начинается с полиции, которая и не знает как реагировать, и боится, поскольку это политика, где есть политические влияния. Здесь двойная проблематика. Политические игроки влияют на государственные органы, которые отвечают в конечном счете за привлечение виновных к ответственности. Поэтому проблема в отсутствии неотвратимости наказания в сфере выборов», – резюмировала Юлия Кириченко.

29 декабря 2018 года министр внутренних дел Украины Арсен Аваков пообещал, что МВД не допустит применения незаконных схем на выборах 2019 года. Напомним, в первом чтении проект Избирательного кодекса приняли еще в 2017 году.

Подробнее о том, как прошло голосование, читайте в материале «Слова и Дела» «Избирательная реформа. Кто дал решающие голоса?».

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.


Подписывайтесь на наши аккаунты в Telegram и Facebook, чтобы первыми получать важные новости и аналитику.


Загрузка...