Европейское энергетическое право на нашей стороне, учитывая договор об ассоциации, договор об энергетическом сообществе. Эти инструменты должны заработать. Европейская сторона должна быть не просто наблюдателем.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, оценивая переговоры «Нафтогаза» и «Газпрома» при посредничестве Еврокомиссии.
«Выход из ситуации есть. Если бы в Еврокомиссии было консолидированное видение, то транзитный контракт с «Газпромом» был бы не нужен вообще. Он должен быть трансформирован в серию контрактов на транспортировку газа через украинскую ГТС, которые были бы подписаны между европейскими клиентами «Газпрома» и оператором нашей ГТС. Причем газ будет передаваться на восточной украинско-российской границе», – отметил Гончар.
Таким образом, мы не имели бы отношений с «Газпромом», уточнил он.
По его словам, европейским клиентам «Газпрома» даже не нужно было бы переписывать свои контракты, а лишь откорректировать в части, касающейся статьи и пункта сдачи-приема газа.
«Просто вместо Ужгорода должна фигурировать Суджа. А дальше немецкие, французские, итальянские компании, импортирующие газ, другие трейдеры просто подписывают соглашение на транспортировку газа через ГТС Украины с оператором», – пояснил эксперт.
Проблема в том, что никто не хочет менять устоявшуюся со времен холодной войны практику. Советского Союза уже нет больше 20 лет, а его газовую границу сохранили со времен холодной войны, добавил он.
По его словам, прослеживается инертность Европы, когда Еврокомиссия не демонстрирует должной воли, чтобы стимулировать своих субъектов рынка к изменению существующей практики, тем более они ничем не рискуют.
«Просто они расценивают это по-другому», – подчеркнул специалист.
По его мнению, при всей неоднозначности ситуация содержит и определенные преимущества, тем более «Нафтогаз» продемонстрировал довольно последовательную позицию по взысканию с «Газпрома» активов по решению Стокгольма.
«Однако, как видим, позиция «Газпрома» от этого не изменилась. Хотя его окружение говорит, что при определенных обстоятельствах пересмотр пунктов может произойти. Однако это говорит не «Газпром», – резюмировал Михаил Гончар.
Как известно, срок действия контракта на транзит российского газа в ЕС от 2009 года истекает 1 января 2020 года.
Что обещали украинские политики по газу – в нашем обзоре.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»