«Открытое небо» с ЕС подпишут весной 2019 года. Что это значит для Украины?

Читати українською
Богдан Долинцеэксперт авиационной отрасли

В Министерстве инфраструктуры обещают «открытое небо» с Евросоюзом сразу после президентских выборов в следующем году. «Ryanair совместно с нами борется за то, чтобы украинцы могли свободно летать по всему ЕС. Сейчас ждем выполнения обещания Еврокомиссии относительно подписания соглашения об «открытом небе». Это ключевое, что сейчас сдерживает Украину от полноценной авиасвязи с городами Европейского Союза. Это сдерживает также европейские компании. Я верю, что в первой половине следующего года это долгожданное соглашение будет наконец подписано», – сказал Омелян. К слову, программа деятельности Кабмина обязывает Владимира Омеляна присоединить Украину к Европейскому авиационному пространству.

Открытое небо с ЕС: что тормозит процесс?

Эксперт авиационной отрасли Богдан Долинце подчеркнул, что ситуация осложняется из-за спора Великобритании и Испании. Подписание возможно лишь после того, как ЕС и Британия подпишут соглашение по Brexit, а Испания и Британия подпишут протокол по Гибралтару.

«Если вопросы будут решены, то подписание соглашения вполне реально. Такой договор интересен и украинским авиакомпаниям, и европейским, которые уже задыхаются на этом рынке. Рынок демонстрирует темпы роста ниже, чем темпы роста авиаперевозок в Восточной Европе», – отметил Долинце.

Вероятность того, что соглашение подпишут, высока, но нужно понимать, что всегда могут возникнуть дополнительные политические перемены, добавил он.

По его словам, если выход Британии продлится или будет приостановлен, то вопрос «открытого неба» может оказаться под угрозой.

Задачи для Украины

Есть две важные составляющие. Во-первых, нам нужно привести авиационное законодательство в соответствие требованиям ЕС, есть соответствующий график. Это не означает, что с момента подписания нужно все нормы сразу привести в порядок, будет определенный срок для этого, уточнил специалист.

«Но, к сожалению, многие документы, которые сейчас разрабатываются и принимаются в отрасли, не соответствуют тем нормам идеологии, которую закладывают в директивы ЕС. Как будет после подписания – вопрос. Будет ли Госавиаслужба пересматривать эти документы? Будет ли пытаться уверять европейских коллег, что правила, принятые в Украине, соответствуют европейским? Сложно сказать», – пояснил Долинце.

Общее авиапространство с ЕС: кому выгоднее?

Появится возможность летать без ограничений в европейские аэропорты из Украины, констатировал он.

Также, по его словам, остается актуальным вопрос распределения слотов в аэропортах. В европейских аэропортах довольно сложно идут процессы.

«Это связано с ограниченностью и внутренним давлением национальных перевозчиков этих стран на защиту своих рынков. Поэтому украинским авиакомпаниям точно не станет легче получить слоты, которые раньше получали в двухстороннем режиме», – акцентировал эксперт.

Что касается европейских перевозчиков, то они на самом деле получат больше прав и возможностей, чем украинские. Они смогут летать в украинских городах без получения этих маршрутов в своих авиационных властях, отметил он.

«Вопрос получения слотов остается, но у них появится возможность летать внутри Украины. Они могут осуществлять рейсы, которые на сегодня невозможны. Для украинских авиаперевозчиков такая возможность не предусмотрена. Они не смогут выполнять внутриевропейские рейсы, разве что между странами ЕС», – добавил специалист.

В любом случае, либерализация, как показывают исследования европейских стран, позволяет привлечь авиакомпании на те направления, где были ограничения, уточнил он.

Станет ли рынок автоматически ориентирован на ЕС?

Сама идеология такова, что он должен быть ориентирован на ЕС, но вопрос в том, какм образом мы будем имплементировать те документы, которые нужны для этого, пояснил эксперт.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян: «Если бы деньги не крали, у нас бы уже была евроколея Одесса-Киев»Министр инфраструктуры Владимир Омелян дал Слову и Делу интервью, в котором рассказал о безопасности на дорогах, ситуации с УЗ и своем будущем после каденции министра.

«За последние годы мы видим, что даже лучшие принципы либерализации, интеграции в ЕС не выдерживаются. Хотя по некоторым направлениям есть положительные решения», – подчеркнул он.

На его взгляд, если будет влияние ЕС в вопросе приведения норм в соответствие с европейскими, то украинские перевозчики почувствуют хорошие тенденции от внедрения этих инструментов, предназначенных для улучшения авиационного рынка.

«В том числе, к примеру речь, о создании Комитета авиаперевозчиков в аэропортах, принятии правил, которые позволят более эффективно защищать права и интересы авиапассажиров. Не говоря уже о том, что либерализация положительно может повлиять на стоимость авиабилетов по направлениям, которые ранее были сильно зарегулированы», – резюмировал Богдан Долинце.

Полное интервью министра инфраструктуры Владимира Омеляна – на нашем портале.

Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: