В данном случае повышение цен на газ было единственным выходом. МВФ требует создания рынка, а рынка нет, потому что нет единой цены. Это нужно, потому что единая цена создает условия для насыщения рынка.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по энергетическим вопросам Сергей Дяченко, оценивая повышение цен на газ.
«Другого выхода не было. Нужна была единая цена. Во-первых, решается ценовая проблема, то есть будет цена, которая привлечет инвесторов. Сначала приходят трейдеры. У нас сейчас рынок достаточно монополизирован, сложно войти на рынок. С другой стороны, не диверсифицированы источники. Если раньше была монополия «Газпрома», то сейчас достаточно узкий круг поставщиков из Европы», – отметил Дяченко.
После повышения цен должна быть четкая работа по привлечению инвесторов. Дальше приходят трейдеры, поработав около года, присмотревшись к рынку, они начинают инвестировать, в нашем случае – в добычу, уточнил он.
К примеру, большие компании, такие как Shell, могут прийти сразу в добычу, но более мелким компаниям нужно понять рынок, поработать, добавил эксперт.
По его словам, в дальнейшем насыщение рынка может привести к падению цен, потому что рынок перегрет в Европе и у нас, как следствие.
«Цены завышены. Мы сейчас являемся заложниками повышения мировых цен на нефть. Чтобы этот вопрос решить на нашем рынке, у нас два пути – либо диверсификация источников импортов, либо увеличение собственной добычи. Чтобы увеличить добычу, нужно создать рынок, следовательно, одно из условий – единая рыночная цена, что и сделано. Нужно этот кусок проскочить, когда повысилась цена, а рынок еще не насыщен», – пояснил энергетик.
Сейчас важно не откладывать реформы. Да, это тяжелая реформа, она сильно увеличивает нагрузку на социальную сферу, но для этого и существует кредитование на период, когда цены повышены, а результата от этого еще нет, подчеркнул он.
«В этом смысл кредитования. Первое – микрокредитование. Это по части МВФ как раз. Второе – банки, которые дают кредиты на проекты, ключевые для реформ, стимулируя приток частных инвестиций в эту сферу. Это Всемирный банк, ЕБРР. Все это за 3-4 года у нас должно произойти. Это работа правительства – должны прийти инвесторы. У нас не так много времени на увеличение собственной добычи», – резюмировал Сергей Дяченко.
Обзор обещаний политиков по поводу цен на газ – по ссылке.
Напомним, 15 февраля 2017 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что цены на природный газ для населения не будут расти.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»