Чем Рома хуже? Колонка Леонида Швеца

Читати українською
Леонид Швецполитический обозреватель

Когда летом Роман Насиров заявил, что собирается участвовать в президентской кампании, это прозвучало, как анекдот. Публика посмеялась и забыла. Но претендент с электронным браслетом под носком проявляет настойчивость. В программе Романа Скрипина «16+» он наговорил всякого, в том числе подтвердил, что работает с политтехнологами и готовится принять участие в выборах. Ну, вот зачем, а?

Что вынуждает человека, безнадежно обгадившегося на глазах у всего мира, снова и снова выпрыгивать перед всеми и неприлично распахиваться? Откуда эта уверенность, что с надцатого раза все получится, забудут, простят и снова позволят себя возглавить?

Насиров появился в украинской политике в 2014 году, когда попал в Верховную Раду по квоте БПП, и то, что новичок сходу возглавил жирный комитет по налоговой и таможенной политике, говорит о том, что случайным человеком он не был. Как не мог случайный человек стать заместителем председателя правления «Государственной продовольственной зерновой корпорации Украины» при Януковиче. ГПЗКУ – единственный убыточный зернотрейдер в стране и просто Эльдорадо для махинаций. Казалось, одного этого обстоятельства достаточно было, чтобы сито конкурса на должность главы Государственной фискальной службы оказалось слишком мелким для фигуры Романа Насирова, но уважаемый совет по отбору кандидатур из 67 претендентов предпочел именно его. Наивно допустим, что, может, в этот раз сыграла роль случайность.

Насиров проиграл иск к НАБУ о защите чести и достоинстваБывшему главному фискалу Украину не удалось через суд заставить опровергнуть Антикоррупциронное бюро о его преступлениях.

Может, в новом чиновничьем качестве он случайно был обвинен в нанесении государству ущерба в два миллиарда гривен, а судебный процесс случайно затягивается: обвинительное заключение объемом в семь сотен страниц зачитывается в суде со скоростью в пару десятков страниц раз в месяц. Хотя, казалось бы, если ты чист, к чему этот фарс? Быстрее приступить к разбору дела по существу, доказать свою чистоту и вернуть доброе имя, подсказывает логика невиновного. Впрочем, что мы знаем про логику тех, кто имеет дело с миллиардами.

Зато любой голодранец может судить о вершинах человеческого достоинства, проявленных главным налоговиком при аресте. Мало кто из ВИП-арестантов так талантливо исполнял роль жалкого ничтожества. Члены совета по отбору кандидатов на пост главы ГФС по этому параметру претендентов не проверяли и рискнули поручиться за победителя своей репутацией.

В программе Скрипина Насиров опять блеснул. И я бы не придавал большого значения тому, что им неправильно была названа дата начала второй мировой. В конце концов, не директор Института национальной памяти. А вот то, что недавний руководитель ключевого финансового ведомства страны, которая якобы осуществляет радикальные реформы, называет Каху Бендукидзе «смешным человеком» и признается, что не слыхал о его кончине, потому что не следил за его судьбой, очень показательная характеристика.

Кандидатский максимум: кто и почему баллотируется в президентыДвадцать, тридцать или сорок? Сколько кандидатов в президенты будет в избирательном бюллетене и почему участие в выборах так притягивает политиков, разбирался политолог Александр Радчук.

В 2012 году на встрече «Форбс-клуба» автор грузинских экономических реформ жестко перед аудиторией специалистов посадил на задницу украинского инвестбанкира, показавшего слабое знание налогового дела в собственной стране. При назначении Насирова этот эпизод, конечно, всплыл, что не могло остаться незамеченным новым главой ГФС. И когда он говорит, что не слыхал про смерть «смешного человека» Бендукидзе, он либо сознательно врет, мстительно демонстрируя пренебрежение к тому, кто когда-то его обидел, либо действительно после того эпизода перестал интересоваться, что там у грузин, да и тем, что в Украине. Дело в том, что Бендукидзе был членом Экономического и совещательного совета при правительстве Украины и членом Национального совета реформ при президенте Украины. Без пяти минут главе парламентского комитета по налогам и таможне это следовало бы знать, но этот не знал. Честно говоря, даже сложно сказать, какой из вариантов хуже: что Насиров мелко врет о Бендукидзе или говорит правду. Еще раз спасибо Наталье Яресько и другим уважаемым членам совета по отбору кандидатов на пост главы ГФС.

Если своим участием в президентской кампании Роман Насиров хочет получить шанс оправдаться в глазах украинцев, получается у него не очень. Очень не очень. Если же стоит задача показать в его лице пугающее качество кадровой политики другого кандидата, то выходит совсем неплохо.

А в принципе в факте выдвижения Романа Насирова кандидатом в президенты нет ничего из ряда вон выходящего. У кого из претендентов первого-второго ряда нет в анамнезе своего клетчатого одеяла? По сути, вся борьба за главный приз сводится к склочному выяснению, чье одеяло было короче или грязнее. И пусть еще докажут, что у Ромы хуже.

Леонид Швец, специально для «Слова и Дела»

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: