Сегодня, 4 сентября, спикер Верховной Рады Андрей Парубий торжественно открыл девятую сессию. Глава парламента обратился к народным депутатам и гостям Рады с трибуны с призывом начать системную работу и озвучил планы на осень. Один из важных вопросов – отмена неприкосновенности. Принять изменения в Конституцию в части отмены депутатского иммунитета хотят уже до конца текущей сессии. К слову, снять депутатскую неприкосновенность Петр Порошенко пообещал еще три года назад, 21 марта 2015-го. 19 июня 2018 года Конституционный суд признал законопроект президента Петра Порошенко о снятии депутатской неприкосновенности с 1 января 2020 года конституционным.
Политолог Андрей Дуда подчеркнул, что отмена неприкосновенности стала общим обещанием многих политиков.
С другой стороны, для этого почти все готово, конституционная процедура запущена, есть вывод, уточнил эксперт.
«Все готово к принятию. Конечно, депутаты этого не хотят, даже для следующих созывов. Хочется, чтобы было иначе, но, скорее всего, это решение не будет иметь конституционного большинства. Депутаты рискуют своей репутацией, но даже несмотря на это, маловероятно голосование большинства», – отметил Дуда.
Он не исключил, что для того, чтобы не голосовать, найдут сотни отмазок. Во-первых, могут быть названы какие-то факты преследования оппозиции. Во-вторых, это доставание с полки проекта об отмене неприкосновенности всех, в том числе президента, мол, мы отменим для себя, если решение будет для всех, не только для депутатов.
На его взгляд, политической воли голосовать пока нет. При том, что институт неприкосновенности на сегодня существенно потерял свою, образно говоря, сакральность.
«В Раде достаточно легко принимают решения о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности. Процедура особо не блокируется, этому есть несколько примеров», – напомнил политолог.
Конечно, лучше, чтобы была европейская практика ограниченной неприкосновенности. К сожалению, у нас практика, когда ответственность имеет давнюю историю, а вопрос не только в неприкосновенности судей, депутатов, президента, потому что у нас даже для депутатов местных советов есть определенные особенности привлечения к уголовной ответственности, пояснил он.
«У нас несколько сотен тысяч депутатов местных советов, и все они имеют свои особенности привлечения к уголовной ответственности. Обычный следователь не может открыть производство», – добавил эксперт.
«Поэтому у нас богатая история неприкосновенности определенных институтов власти и очень разные решения вопроса открытия уголовного производства», – резюмировал Андрей Дуда.
Ранее аналитики портала выяснили, как Рада голосовала за отмену неприкосновенности.
Получайте оперативно самые важные новости и аналитику от «Слово и дело» в вашем VIBER-мессенджере.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ В GOOGLE NEWS
и следите за последними новостями и аналитикой от «Слово и дело»