Повышение цены на проезд до 8 гривен: обоснованность тарифа и проблемы с монетизацией

Читати українською
Владимир НаумовГлава ВЦРТИ

В марте Кабмин ввел монетизацию льгот на проезд во всех видах транспорта общего пользования на городских, пригородных и междугородных маршрутах. Но, похоже, сэкономить киевлянам все равно не удастся. Цены на проезд в Киеве снова могут «взлететь». Так, 24 апреля в «Киевпастрансе» предложили повысить тарифы на проезд в наземном коммунальном транспорте Киева до 8 гривен с 15 июля по декабрь 2018 года. В КП уточнили, что окончательное решение о повышении тарифов еще не принято. Тем временем в КГГА, конечно же, обещают посоветоваться с киевлянами, при этом, добавив, что тариф на проезд состоит и из себестоимости перевозки. В частности, это зарплата работников транспортных предприятий, затраты на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, обслуживание и ремонт подвижного состава.

«Слово и Дело» решило разобраться в тонкостях компенсации за проезд и обоснованности планируемого повышения тарифов.

Глава совета ОО «Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры» Владимир Наумов отметил, что решение по тарифам на проезд зависит от депутатского корпуса.

Обоснованность тарифа

«Чтобы поднять тариф, должно быть его экономическое обоснование. Экономическое обоснование должно быть рассчитано согласно приказу Министерства транспорта №1175. Основной показатель в расчете тарифа – пассажиропоток. Вся фишка в том, что у нас нет учета пассажиропотока», – пояснил Наумов.

Пешком дешевле: что местные власти обещают относительно тарифов на проездМестные власти обещают не повышать стоимость проезда в общественном транспорте, однако не все с этим обещанием справляются.

По его словам, в Киеве пассажиропоток занижен минимум в два раза.

«Говорить об экономической обоснованности пока не приходится», – уточнил он.

Кроме того, дело ведь не только в пяти, восьми или девяти гривнах, а еще и в том, что в итоге получат пассажиры, обратил внимание эксперт.

«Будет ли улучшение качества перевозок? Сомнительно. Возможно, стоит сосредоточиться на сервисе, а не только на том, как заработать больше денег на перевозках», – подчеркнул он.

Компенсация за проезд

При этом эксперт добавил, что у нас непростая ситуация с монетизацией льгот за проезд.

«Государство в принципе не способно монетизировать льготы. Потому что у нас на сегодня уже столько льготных категорий, что для того, чтобы население реально почувствовало облегчение, отдать придется львиную долю бюджета в виде той же монентизации», – отметил Наумов.

Поэтому власть и не решается пойти на это на законодательном уровне, уточнил он.

«У нас принято только постановление Кабмина, не более. Но не может постановление правительства решить данный вопрос. Для этого есть законы и Конституция, которые имеют большую силу, чем постановление. А у нас таких законов нет», – добавил эксперт.

В обход системы

Кроме того, монетизация должна быть комплексной, с полным электронным учетом пассажиропотока, подчеркнул он.

«Только тогда будет понятно, сколько перевозят пассажиров, в том числе льготников. Сегодня льготник может показать свидетельство, не получить билета, а на конечной станции потом отрывают билеты в том количестве, которое необходимо, а не в том, сколько людей перевезли на самом деле», – акцентировал эксперт.

По его словам, существует билетно-учетный лист, в который каждый водитель по окончанию смены вписывает количество проданных билетов и перевезенных льготников.

«Именно из него и формирует пассажиропоток перевозчик. Это дает своего рода минимизацию валового дохода, а стало быть, и налогов. Они показывают в два раза меньше перевезенных пассажиров, а эти деньги не попадают на расчетный счет. В итоге по цепочке налоги не уплачиваются в нужном объеме», – резюмировал Владимир Наумов.

Что обещали политики по тарифам на проезд в общественном транспорте – в нашем обзоре.

Напомним, еще в прошлом году мэр Киева сообщил, что город закупает современные трамваи 4-го поколения, 10 из которых уже курсируют на Борщаговской линии. Все линии скоростного трамвая будут оснащены ими до конца 2018 года.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ YOUTUBE КАНАЛ

и смотрите первыми новые видео от «Слово и дело»
Поделиться: