Активов российского монополиста в Украине особо и не было. На самом деле, целесообразно ориентироваться на зарубежные активы, которые ценны по-настоящему.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал президент Центра глобалистики «Стратегия XXI» Михаил Гончар, оценивая арест украинских активов «Газпрома» и намерения добиваться ареста зарубежных активов монополиста.
«Дело в том, что активов «Газпрома» в Украине очень мало, кроме доли в совместном предприятии «Газтранзит», но там по сравнению с миллиардными долгами «Газпрома» не так много. Это участие «Газпрома» в том материальном активе, который находится на территории Украины, но это в какой-то незначительной степени», – отметил Гончар.
В свое время, когда действовала схема «РосУкрЭнерго», у «Газпрома» был актив «Укргазэнерго», добавил он.
«Это было совместное предприятие «Нафтогаза» и «РосУкрЭнерго», но таким опосредованным образом, что это, по сути, был актив «Газпрома». Нет уже «РосУкрЭнерго», нет «Укргазэнерго». Единственное, что осталось, – «Газтранзит». Было еще предприятие «Газпромсбыт Украина», но оно больше было на бумаге и не обладало серьезными материальными активами», – пояснил эксперт.
Когда речь идет об аресте активов «Газпрома», о выплатах, которые должен осуществить монополист по решению арбитража в Стокгольме, то имеется в виду, что за рубежом существует очень большое количество активов «Газпрома», уточнил он.
«Эти активы есть в большом количестве в виде различных совместных дочерних предприятий, долевого участия «Газпрома». У «Газпрома» есть перечень этих компаний, который ежегодно утверждается на собрании акционеров. Это список аффилированных с «Газпромом» предприятий, в которых он имеет свою долю или владельцем которых он является, часто единолично», – подчеркнул специалист.
По его убеждению, именно эти активы и могут стать предметом значительных взысканий со стороны «Нафтогаза», на них стоит ориентироваться.
«Ведь именно там уже есть поле для действий и какая-то ценность», – уточнил он.
Однако, по его словам, сложность в том, что должны быть соблюдены соответствующие процедуры согласно национальному законодательству той или иной страны, в юрисдикции которой зарегистрирован тот или иной актив «Газпрома».
«Практически в каждой стране, где продается российский газ, есть и предприятие, как правило, с серьезной долей «Газпрома», а то и с его контрольным пакетом. Потому что с 90-х годов стратегия «Газпрома» заключалась в том, чтобы выходить на рынки поставки своего газа и выходить именно в сферу дистрибуции и торговли газа. Что, в принципе, «Газпром» и сделал», – резюмировал Михаил Гончар.
Как известно, Минюст заявил об аресте всех активов «Газпрома» в Украине на сумму 3,8 миллиона долларов.
Что обещали украинские политики по газу – в нашем обзоре.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»