Если коррупция есть везде, то почему она должна остановиться на пороге военных ведомств? Здесь многое зависит от позиции первого лица. У нас постоянно нарушаются законы. Например, украинские законы запрещают главе государства вести бизнес. Кажется, что сдвигов здесь у нас нет.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал военный эксперт, историк Игорь Лосев, оценивая заву NYT о том, что коррупция из газовой сферы перешла в военную.
Под грифом «Совершенно секретно». Оборонный бюджет
«Ситуация действительно сложная. И действительно есть момент относительно высокого уровня секретности, который окружает расходы на оборону, оборонный бюджет. Это может быть оправдано, но для этого в стране должно быть объявлено военное положение, создана ставка верховного главнокомандующего, введены законы военного времени, например, о вражеской агентуре, провокаторах и так далее», – отметил Лосев.
Если это все есть, то секретность оправдана, а у нас всего этого нет, поэтому получается, что и для секретности такой нет оснований, добавил он.
С другой стороны, следует учитывать, что если мы сделаем все прозрачно, российской разведке можно будет не работать, акцентировал эксперт.
«Если мы откроем, сколько производится танков, пушек и тому подобного, то разведка РФ останется без работы. Вопрос коррупции в другом», – подчеркнул специалист.
«Проблема в том, что у нас хотят усидеть на двух стульях, образно говоря. Но так не бывает. Мы либо воюем, либо нет», – отметил эксперт.
Государственный конгломерат
Отдельно стоит вопрос «Укроборонпрома», уточнил он, где действительно не все в порядке.
«То, что недавно уволили руководителя Романова говорит о многом», – констатировал эксперт.
В то же время относительно того, что структура является монополистом, не все так однозначно, отметил он.
«В условиях войны военная промышленность может быть монополизирована. Вопрос лишь в том, насколько там соблюдаются нормы закона. А нормы закона соблюдаются тогда, когда человек знает, что за кражу будет серьезное наказание. Пока этого нет, а есть понимание, что в случае чего лицо попадет в коррумпированный суд, где можно откупиться, ничего не изменится. Независимо от того, монополизирована структура или нет. В немонополизированных структурах тоже воруют и совершают коррупционные схемы», – пояснил специалист.
Поэтому, по его убеждению, прежде всего проблема не в монополии, а в политике «сидения на двух стульях».
Контракты оборонных ведомств
«Непонятно, кто этим будет заниматься и следить за заказами, за тем, пошли ли средства по назначению. Правозащитники? Так среди них очень много российских агентов. А кто проверит правозащитников? Проверки якобы возложены на государство, но чтобы государство проверяло, нужна система поощрений и наказаний. У нас такой системы нет», – акцентировал Лосев.
Он добавил, что должна работать система военных судов.
«У нас есть военная прокуратура, а судов нет. А должны быть военные суды по упрощенной процедуре судопроизводства, поскольку военное время. Тогда аппарат будет работать хорошо, потому что каждый будет знать, что с ним сделают, если он пойдет на нарушение закона, кражу или взятку», – пояснил специалист.
Но этого нет, воров фактически не наказывают, подчеркнул он.
«К тому же Генштаб не очистили по-настоящему, Минобороны – также, поэтому и имеем такой уровень коррупции», – резюмировал Игорь Лосев.
Ранее мы сообщали, что из-за топливных схем чиновника Минобороны отстранили от должности.
По данным портала, министр обороны Степан Полторак обещает реформировать Минобороны и Генштаб на всех уровнях. Полный перечень обещаний – в досье министра.
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»