Во Львове на прошлой неделе неизвестные подожгли отделение Сбербанка, бросив в него бутылку с зажигательной смесью. На этих выходных уже в столице активисты забросали камнями окна отделения Сбербанка.
Подобные акции начались еще в 2014 году после того, как в Службе безопасности Украины сообщили, что финансирование террористов на востоке страны происходит с использованием активов российского банка. «Слово и Дело» решило вспомнить, как народные депутаты обещали противостоять работе российских банков в Украине.
После начала агрессии РФ на Донбассе народный депутат Юрий Бублик обещал, что в Верховной Раде будет инициирован запрет деятельности в Украине российских банков, которые помогают финансировать терроризм на Востоке. Уже через несколько дней нардепы от фракции ВО «Свобода» зарегистрировали в парламенте проект постановления «Об обращении Верховной Рады Украины к Национальному банку Украины о приостановлении на территории Украины деятельности филиалов и представительств банков Российской Федерации до завершения антитеррористической операции на востоке Украины». В итоге, правда, законопроект не прошел и был отозван.
Еще один законопроект о закрытии российских банков появился в Раде в апреле 2017 года. «Мы надеемся, что на следующей неделе будет внесен значительным количеством депутатов, я его инициирую, законопроект по закрытию российских банков и по вынесению недоверия Гонтаревой, которая их не закрывала и не хотела закрывать, и активно помогает их существованию в Украине», – обещал в феврале Андрей Билецкий.
6 апреля в парламенте появился проект закона «О внесении изменений в закон Украины «О банках и банковской деятельности» (относительно уточнения требований к участникам, органов управления и контроля, руководящих лиц банков и связанных с банками лиц, а также усиление ответственности банков)». Согласно документу, в состав органов управления и руководства банка не могут входить физлица, зарегистрированные в другом государстве или создающие угрозы национальным интересам, безопасности или территориальной целостности Украины, или способствующие террористической деятельности. Пока законопроект все еще находится в комитете.
Кроме того, Билецкий обещал, что «Национальный корпус» будет физически блокировать отделения Сбербанка по всей Украине. 21 марта прошлого года «Нацкорпус» начал блокаду банка в Запорожье, акция против российских банков прошла и в Николаеве. Однако почти через неделю отделения были разблокированы, чтобы граждане, которые являются вкладчиками банка, смогли сохранить свои средства.
В апреле продолжалась блокада Сбербанка в Харькове и Днепре. В июне акция была снова остановлена. По словам Билецкого, блокада временно прекратилась, но будет продолжена. А нардеп Олег Петренко в октябре заявил, что сейчас идет «неактивная фаза акции».
Олег Ляшко в августе прошлого года выступил против того, чтобы украинцы возвращали долги российским банкам. «Путин подписал закон, который позволяет жителям аннексированного Россией Крыма не платить долги перед украинскими банками. С грабителями мы будем действовать зеркально. Я уже поручил Виктору Галасюку и Сергею Рыбалке подготовить законопроект, чтобы позволить украинцам не возвращать долги российским банкам. Убежден, что такая жесткая, но адекватная реакция на дискриминацию Россией наших банков найдет поддержку в парламенте», – отметил Ляшко.
Однако пока «радикалы» не зарегистрировали такого законопроекта.
Напомним, российский Сбербанк завершил сделку по продаже контрольного пакета акций украинского банка VS Bank.
Александра Худякова, специально для «Слова и Дела»
ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM
самое важное от «Слово и дело»