Нет ничего более постоянного, чем временное: три года Минских соглашений и курс на перезагрузку

Читати українською
Петр Олещукполитический эксперт

По данным «Слова и Дела», президент Украины Петр Порошенко уверял, что Минские договоренности – это мирный план, который обязательно будет выполнен. Позже глава государства пообещал, что «Минск» не будет продлен до 2016 года, но не сдержал слово. 30 декабря 2015 года лидеры «нормандской четверки» президент Украины Петр Порошенко, президент Франции Франсуа Олланд, канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент РФ Владимир Путин во время телефонных переговоров договорились продлить срок действия Минских договоренностей, согласованных 12 февраля 2015 года, на 2016-й. В последнее время, когда речь заходит о Минских соглашениях, многочисленные заявления политиков сводятся к двум вариантам: «альтернативы нет», но «Минск давно мертв».

«Слово и Дело» подвело итоги и попыталось разобраться, возможно ли изменение формата спустя три года после подписания договоренностей.

Реализация «Минска»

Политолог Петр Олещук отметил, что Минские соглашения не были выполнены, но это связано с самой природой договоренностей.

Петр ПорошенкоНародный депутат Украины
Порошенко заявил, что Минские соглашения не будут продлены до 2016 годаСказано 11 сентября 2015 г.Статус обещания: Архив

«Минские соглашения были выписаны двусмысленно. Это было сделано для того, чтобы заставить все стороны их подписать. В этой двусмысленности были найдены причины, которые позволяют обходить реализацию соглашений», – констатировал Олещук.

«Украина изначально ставила вопрос о том, что условием реализации Минских договоренностей является реализация так называемой части по безопасности, касающейся отвода войск, прекращения огня, а уже на основе этого может быть переход к другим пунктам. Россия – наоборот. Условие для выполнения части по безопасности – реализация политической части «Минска», в частности внесение изменений в Конституцию в плане децентрализации, особого статуса ОРДЛО и перехода к определенным шагам по выборам в ОРДЛО и амнистии», – пояснил специалист.

Он акцентировал, что в итоге это все загнало Минские договоренности в тупик, поэтому они не были реализованы не то чтобы в полной мере, но даже частично.

Нет ничего более постоянного, чем временное

«Очевидно, что изначально Украина и РФ рассматривали Минские договоренности как временное решение. РФ ожидала, что ослабленная Украина будет вынуждена идти на более значительные уступки, а Украина считала, что под давлением санкций Россия пересмотрит свою позицию через некоторое время», – добавил эксперт.

Однако обе эти надежды не оправдались, уточнил он.

«В конце концов мы зашли в тупик. А официальная позиция сторон: от Минских соглашений отказываться нельзя. Это, в частности, проявилось и в многочисленных заявлениях украинской власти. Россия также демонстрирует официально желание продлить Минские соглашения», – подчеркнул Олещук.

Попытки «перезагрузки»

По его словам, с конца 2017 года прослеживаются попытки перезагрузить минский процесс на основе перехода к реализации в первую очередь гуманитарной составляющей.

Эксперт напомнил о встрече в формате Медведчук-Путин, благодаря чему РФ демонстрирует значимость Минских соглашений, ведь непосредственно в них участвует их президент.

«Все это завершилось началом процедуры обмена пленными. Реализован первый этап. Встречи в формате Медведчук-Путин продолжаются и уже объявлен второй этап», – обратил внимание политолог.

«Это достаточно важно, поскольку это все показывает своеобразный компромиссный путь реализации Минских договоренностей, отказ от постановки вопроса относительно первоочередного выполнения политической составляющей, части по безопасности и переход к гуманитарной составляющей, обмену пленными, что ни у кого споров не вызывает», – отметил Олещук.

Переход к гуманитарной составляющей – это попытка хотя бы через какие-то пункты перезапустить минский процесс. Подобное внимание к этому формату свидетельствует о том, что хоронить его еще рано, хотя на данный момент он остается той же юридической фикцией, что и несколько лет назад.

Донбасс. Компромиссная формула

«Минский процесс не предусматривает участия в нем США, которые не были включены в качестве гаранта в переговоры, но в последнее время Америка показывает свою активность, которая проявляется в деятельности Курта Волкера и в переговорном процессе в формате Волкер-Сурков. В частности, обсуждался вопрос миротворцев, что может быть компромиссной формулой реализации части по безопасности», – уточнил политолог.

Он не исключил, что Минские договоренности могут существенно измениться в результате введения дополнительных инструментов, в частности миротворцев.

«Однако формально и официально ни одна сторона не готова отказаться от «Минска». Вряд ли «Минск-2» официально будут пересматривать. Волкер и Сурков, по их заявлениям, обсуждают вопросы, связанные с комплексом действий по реализации «Минска». Возможно, будет какой-то дополнительный документ, где опишут конкретный механизм, каким образом это все должно реализовываться», – резюмировал Петр Олещук.

Напомним, по данным портала, 22 января 2014 года Петр Порошенко пообещал провести местные выборы на Донбассе, как только Россия выполнит четвертый пункт минского меморандума: закроет границу и уберет подразделения с территории Украины.

ЧИТАЙТЕ В TELEGRAM

самое важное от «Слово и дело»
Поделиться: